Образование и общество
Главная страница
Редакционный совет
Страница главного редактора
Ведущие рубрик
Библиотека
Подписаться на журнал
Информация для авторов
Служба образовательной информации
Кинозал
Пишите нам
Гостевая книга

№ 6 2013

Предпринимательство и коррупция: особенности российской практики
Е.П. Тавокин, Ж.А. Шишова, О.В. Широкова
Рассматривается состояние деловой коррупции в современной России, её причины и последствия. Представлены результаты социологического исследования коррупции в системе государственной службы по оценке предпринимателей, проведенного авторами. Раскрыты её особенности, факторы и механизмы.
Ключевые слова: коррупция, деловая коррупция,  государственная служба, антикоррупционная политика, взятка, криминал.

Business and Corruption: peculiarities of the Russian practice
Ye.P. Tavokin, Zh.A. Shishova, O.V. Shirokova
In the article authors consider the state of business corruption in Russia, its causes and consequences. The results of sociological research corruption in government agencies according to businessmen are represented.  Authors describe its specific, the factors and mechanisms. They proposed strategic and tactic ways of overcoming the corruption.
Keywords: corruption, business, anti-corruption policy, bribery, crime.

Процесс формирования правовой культуры бакалавров педагогического образования
в  образовательном процессе университета

С.В. Воронков 
В статье  представлен аналитический материал, подготовленный на основе анализа Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», а  так  же рабочих учебных планов, основных образовательных программ, который раскрывает педагогический потенциал образовательного процесса университета. Дано описание авторского спецкурса «Основы правовой культуры бакалавров педагогического образования», который регламентирует цели, содержание, условия и способы организации процесса формирования правовой культуры студентов.
Ключевые слова: образовательный процесс, правовая культура бакалавров педагогического образования, компетенции.

The process of formation of legal culture of pedagogical education bachelors
in the educational process of the University
S.V. Voronkov
The article presents the analytical material prepared on the basis of the analysis of the Federal state standard of higher professional education on a direction of preparation 050100.62 «Pedagogical education», as well as working curricula, basic educational programs, which reveals pedagogical potential of the educational process of the University. Given the description of the author’s course «the Basics of the legal culture of pedagogical education bachelors» which regulates the objectives, content, conditions and methods of the organization of process of formation of legal culture of the students.
Key words: educational process, the legal culture of pedagogical education bachelors, competence.

Инклюзия в рамках коллегиальной модели управления школой
А.И. Никифоров
В данной статье автор акцентирует  внимание на инклюзии как процессе активного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в общественную жизнь, что в  одинаковой степени необходимо как для них самих, так и для общества в целом. Данная тематика будет рассмотрена в рамках коллегиальной модели управления школой.
Ключевые слова: инклюзия, децентрализация, коллегиальная модель управления школой, социальная организация.

Inclusion within the collegiate model of school management

A.I. Nikiforov          
In this article the author focuses on how the process of inclusion of the active inclusion of children with disabilities in social life and to the same extent that is necessary both for themselves and for society as a whole. This subject will be discussed in the framework of the collegiate model of management of the school.
Keywords: inclusion, decentralization, collegial model of school management, social organization.

Сущность и структура графической компетенции курсантов
военного технического вуза

М.А. Скрипкина
В статье рассматривается сущность графической компетенции курсантов, представляющая собой способность и готовность обучающихся к выполнению графических действий, необходимых для осуществления учебно-профессиональной деятельности. Раскрывается структура графической компетенции курсанта на основе анализа профессиональной деятельности выпускника военного технического вуза в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования.
Ключевые слова: компетентностный подход, модель обучения, инженерная графика, универсальная графическая компетенция, профессиональная графическая компетенция.

Essence and structure of military technical college cadets’ graphic competence
M.A. Skripkina
The article considers the essence of cadets’ graphic competence representing students’ capability and availability to implement graphic operations necessary for realizing their training and professional activity.  The structure of cadets’ graphic competence is revealed through the analysis of the military technical college graduate’s professional activity according to the Federal National Educational Standard of Higher Professional Education requirements.
Keywords: competence-based approach, learning model, engineering graphics, graphic competence, general graphic competence, professional graphic competence

Проектирование геометро-графической подготовки в техническом университете

В.Н. Гузненков, В.И. Якунин
Геометро-графическая подготовка определяется как базис для изучения общеинженерных и специальных дисциплин. Рассматривая цикл общеинженерного образования с позиций целостности, необходимо определить принципы организации геометро-графического знания как обеспечивающего базиса для освоения теоретических основ общеинженерных и специальных дисциплин. Описаны общепедагогические принципы целостного педагогического процесса: научность, фундаментальность, системность, систематичность и последовательность, связь теории с практикой, профессиональная направленность, доступность и наглядность. Реализация названных принципов в их взаимодействии отражает диалектику реального процесса геометро-графической подготовки в целях, содержании, формах и средствах обучения. Соблюдение указанных принципов должно обеспечить повышение качества образования даже при сокращении учебных часов по общеинженерным дисциплинам.
Ключевые слова: геометро-графическая подготовка, педагогические принципы, начертательная геометрия, инженерная графика.

Design of geometric-graphic preparation at the Technical University
V.N. Guznenkov, V.I. Yakunin
Geometric-graphic training is defined as a basis for the study of general engineering and specialized disciplines. Considering the cycle of general engineering education from the standpoint of integrity, it is necessary to determine the principles of geometric-graphic knowledge as providing a basis for the development of the theoretical foundations of general engineering and specialized disciplines. Describes the general pedagogical principles of holistic educational process: scientific, fundamental, systematic, regularity and consistency, linking theory with practice, professional orientation, accessibility and visibility. The implementation of these principles in their interaction reflects the dialectics of the real process of geometric-graphic training objectives, content, forms, and training tools. Compliance with these principles should improve the quality of education even with reduced training hours for engineering disciplines.
Keywords: geometric-graphic preparation, the pedagogical principles, descriptive geometry, engineering drawing.

Использование тестирования для подготовки студентов к успешной сдаче экзамена

Е.Г. Буллах
Статья посвящена использованию педагогического тестирования как средства подготовки к экзамену. Даётся определение педагогического теста, характеризуются его преимущества. Показано, какие педагогические задачи могут быть решены при помощи тестирования. Приведены основные условия подготовки к экзамену. Показано, что построение модели обучения в вузе с использованием тестирования требует соблюдения определённых педагогических условий.
Ключевые слова: педагогический тест, подготовка к экзамену, принципы тестирования, педагогические условия тестирования, педагогические задачи, педагогический контроль.

Usage of testing for preparing students for successful exam
Ye.G. Bullakh
The article describes how to use pedagogical testing as a means of preparing for the exam. The definition of the pedagogical test is given, characterized by its advantages. It is shown which educational objectives can be achieved through testing. The basic conditions of preparation for the exam are given. It is shown that the construction of a model of university studies using test requires compliance with the pedagogical conditions.
Keywords: pedagogical test, exam, testing guidelines, educational testing conditions, pedagogical objectives, pedagogical control.

Особенности модернизации
дополнительного профессионального образования
учителей на современном этапе

С.Н. Востокова
В данной статье осуществлен анализ феноменов «система повышения квалификации» и «постдипломное образование», которые не рассматриваются автором как тождественные. Система повышения квалификации рассматривается в статье как дискретная узкопрофессиональная и узкоспециальная подготовка и переподготовка специалистов. Под постдипломным образованием учителей автором понимается непрерывное, открытое образование педагога, сочетающее в себе неформальное и формальное образование, акцентирующее взаимосвязанное развитие мировоззренческой, духовно-нравственной и профессиональной культур личности посредством сопровождения процесса развития готовности к инновационной деятельности. Понимаемое таким образом постдипломное образование рассматривается не как институционная форма образования педагогов, а как социальный проект, ассоциируемый с общественным и личным сверхзаданием. Модернизация системы повышения квалификации учителей в сторону постдипломного образования обосновывается актуализацией таких концептов, как непрерывность, открытость, андрагогика, деятельность, самообразование, вариативность и нелинейность.
Ключевые слова: система повышения квалификации, непрерывное образование, постдипломное образование, готовность учителя к инновационной деятельности.

Additional modernization features of vocational education of teachers at the present stage

S.N. Vostokova
In this article the analysis of phenomena «professional development system» and «post-degree education» which aren’t considered by the author as identical is carried out. The system of professional development is considered in article as discrete narrowly professional and highly specialized preparation and retraining of experts. Post-degree education of teachers by the author is understood as the continuous, open education of the teacher combining informal and formal education, the accenting interconnected development of world outlook, spiritual and moral and professional cultures of the personality by means of maintenance of development of readiness for innovative activity. Post-degree education is considered not as an institutional form of education of teachers, but as the social project associated with a public and personal supertask. Modernization of system of professional development of teachers towards post-degree education locates updating of such concepts, as a continuity, openness, andragogy, activity, self-education, variability and nonlinearity.
Keywords: professional development system, continuous education, post-degree education, readiness of the teacher for innovative activity.

Становление научно-творческого мышления студента
в условиях педагогического образования

И. А. Фархшатова
В статье  на теоретическом уровне представлен анализ проблемы становления научно-творческого мышления студента в условиях педагогического образования; обоснованы актуальность, сущность,  концептуальные основы исследуемого процесса.
Ключевые слова: педагогическое образование, мышление, научно-творческое мышление, принципы, компоненты.

Formation of scientific and creative thinking of the student in the conditions of pedagogical education

I.A. Farkhshatova
Тhe analysis of a problem of formation of scientific and creative thinking of the student is presented in article at theoretical level in the conditions of pedagogical education; relevance, essence, the conceptual directions of studied process is proved.
Keywords: pedagogical education, thinking, scientific and creative thinking, principles, components.

О сущности и технологии педагогической поддержки семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации
Л.А. Метлякова, В.В. Коробкова
В статье раскрываются теоретические аспекты проблемы педагогической поддержки семьи в современных условиях; раскрываются сущность понятия «поддержка семьи», концептуальные основы, этапы и технология поддержки семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации. 
Ключевые слова: развивающий подход к взаимодействию с семьей; педагогическая поддержка семьи; поддержка семей с детьми, семейное воспитание; семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации.

About the essence and technology of pedagogical support of a family being in a difficult life situation
L.A. Metlyakova, V.V. Korobkova
Тhe article describes the theoretical aspects of the problem of educational support of families in modern conditions; it reveals the essence of the concept «a family support», conceptual basis, stages and technology of support of a family being in difficult life situations.
Key words: developing approach to the interaction with the family, pedagogical support of a family, support of families with children, family education, a family being in a difficult life situation.

Развитие социальной одаренности в аспектах образовательной среды

Н.В. Колодий
Отражением сути процессов социального взаимодействия и развития субъекта является развивающая среда, в которой он находится. Разработка системной организации процесса создания среды для развития социальной одаренности у детей предполагает обеспечение в нем преемственности целей, содержания, технологий, управления, организации.
Ключевые слова: образовательная среда, социальное взаимодействие, социальная одаренность, личностное развитие, коммуникация, социальный интеллект.

Development of social aspects of giftedness in the educational environment

N.V. Kolodiy
A reflection of the processes of social interaction and the development of the subject is developing an environment in which it is located. Development of the system organization of the process of creating an environment for the development of social giftedness in children involves giving it continuity of purpose, content, technology, management and organization.
Keywords: educational environment, social interaction, social endowments, personal development, communication, social intelligence.

Применение инфокоммуникационных технологий в процессе повышения качества обучения
Е.В. Александрова, Е.В. Александров
Статья посвящена современным образовательным процессам обучения и их связи с инфокоммуникационными технологиями. Акцент сделан на повышении качества обучения студентов высших учебных заведений. В процессе сравнения различных технологий и форм обучения по эффективности, стоимости, затратам времени и доступности было доказано, что обучение с применением инфокоммуникационных технологий является наиболее эффективной образовательной системой в сфере педагогических инноваций.
Ключевые слова: высшее образование, информационные технологии, специалист, качество, обучение.

Application of information and communication technologies in the process of improving
the quality of learning

E.V. Alexandrova, E.V. Aleksandrov
The article is devoted to modern educational learning processes and their relation to information and communication technologies. Emphasis is put on improving the quality of student learning in higher education. In the process of comparing different technologies and forms of learning effectiveness, cost, time and accessibility it has been proved that training with the use of information and communication technologies is the most effective educational system in the field of pedagogical innovation.
Keywords: higher education, information technology, professional, quality, training.

Нетипичная занятость студентов

А.М. Нагимова, Ф.Р. Сафиуллина
В статье представлены результаты социологического исследования вовлеченности студентов казанских вузов в трудовую занятость, а также рассмотрены нетипичные формы занятости, распространенные среди студентов.
Ключевые слова: нетипичная занятость, студент, государственный вуз, негосударственный вуз, национально-исследовательский вуз, каналы трудоустройства.

Atypical employment of students

А.М. Nagimova, F.R. Safiullina
This paper presents the results of a sociological study about the employment situation of students from Kazan universities and atypical forms of employment common among these students.
Keywords: atypical employment, student, public university, private university, national research institution, the channels of employment.

Выявление факторов-детерминант социальной адаптации студентов в вузе
как условие эффективного управления

Т.Г. Анисимова
В статье показана важность выявления факторов социальной адаптации студенческой молодежи для эффективного управления процессом адаптации. Приводятся результаты анализа факторов социальной адаптации, полученные в ходе социологического исследования адаптации студентов вузов.
Ключевые слова: социальная адаптация, эффективное управление, студенты, вуз, факторы адаптации.

Identify factors-determinants of social adaptation of students
in high school as a condition for effective management

T.G. Anisimova
The article shows the importance of identifying factors of social adaptation of student youth to manage the process of adaptation effectively. The results of the analysis of social adaptation factors obtained during the research of adaptation of university students.
Keywords: social adaptation, effective management, students, university, factors of adaptation, quality, training.

Может или нет отечественная школа быть вне политики?

Я.С. Турбовской
Без обеспечения преемственности идеологии как жизненно важной ценности для вступающих в жизнь поколений социум сколько-нибудь исторически значимо развиваться не может.
В сложившихся условиях социуму жизненно необходима фундаментальная основа, историческая предназначенность которой в целенаправленном непрерывном формировании отношения вступающих жизнь поколений к государственной Конституции как личностно значимой ценности. С такой миссией может в силу фундаментальных особенностей справится может – единственно и только! – школа, изначально являющаяся целенаправленно создаваемой средой, априори призванная образовывать исторически востребованную и необходимую социуму личность.
Ключевые слова: школа, политика, Конституция РФ, социум, личность.

Whether or not can a national school be out of politics?

Ya.S. Turbovskoy
Without ensuring continuity of ideology as a vital value for generations entering adult life of any society historically significant cannot develop. Under these circumstances, the society is vital fundamental basis, the historical purpose of which is to purposefully continuous shape attitudes entering public life of generations to the Constitution as personally meaningful values. With such a mission may force fundamental features can only school, which is initially targeted to create an environment designed to form a priori historically demanded and necessary to the society personality.
Keywords: school policy, the Constitution, society, personality.

Дифференцированные стратегии и индивидуальный подход в обучении
одаренных детей дошкольного возраста  в США

Г.И. Поескова
Согласно утверждению Национальной ассоциации для одаренных детей (NAGC), дифференциация необходима одаренным детям для того, чтобы в полной мере раскрыть их уникальные способности и таланты. Дифференциация в обучении одаренных детей  предполагает учет индивидуальных особенностей в той форме, когда они  группируются  для отдельного обучения  на основании особенностей своего развития; обычно  обучение  в таком случае  происходит по различным программам и учебным планам. Как правило, дифференциация в обучении одаренных детей дошкольного возраста состоит из тщательно спланированной, скоординированной образовательной работы, которая выходит за рамки основного учебного плана, сочетает в себе учебные стратегии обогащения и ускорения, обеспечивает гибкость и разнообразие форм обучения.
Ключевые слова: одаренные дети дошкольного возраста, группировка по способностям, динамическая группировка, группировка  одаренных детей на полный день по специальной обогащенной  программе, кросс-группировка.

Differentiated strategies and individual approach
to teaching gifted preschool children in the United States
G.I. Poeskova
According to the statement of the National Association for Gifted Children (NAGC), differentiation of gifted children needs to fully reveal their unique abilities and talents. Differentiation in teaching of gifted children involves taking into account the individual characteristics in the form when they are grouped for individual learning based on the features of its development; usually training in such a case is based on various programs and curricula.As a rule, the differentiation in teaching of gifted preschoolers consists of carefully planned, coordinated educational work that goes beyond the core curriculum and combines a training strategy enrichment and acceleration, provides flexibility and diversity of learning.
Keywords: gifted children of preschool age, grouping by ability, dynamic grouping, the grouping of gifted children for a full day on a special program enriched, cross-faction group of children on an accelerated curriculum, individual approach .

К вопросу о включении института медиации в систему частного права

Т.Л. Баталова
Статья посвящена вопросу формирования системы частного права в современной России и Казахстане и включению отдельных институтов публичного права в эту систему. Одним из таких институтов является медиация. Предлагается институт медиации  рассмотреть в качестве элемента системы частного права.
Ключевые слова: частное право, публичное право, система права, структура системы права, институт, категория, медиация.

On the inclusion of mediation institute in the system of private law

T.L. Batalova
The article focuses on the formation of the system of private law in modern Russia and Kazakhstan, and the inclusion of certain institutions of public law in this system. One of these institutions is mediation. Institute is invited to consider mediation as an element of the quotient.
Keywords: Private law, public law, the legal system, the structure of the legal system, institution, category, mediation.

О концепте «безопасность образовательной среды»

Н.В. Новикова, А.В. Асессорова
В статье предлагается дефиниция концепта «безопасность образовательной среды» на основе сравнительного анализа нормативных и доктринальных трактовок категорий «безопасность» и «образовательная среда» в международном и российском праве. Статья выполнена в рамках реализации научно-исследовательского проекта «Комплексное исследование проблем безопасной образовательной среды» (ПСР № 019-П) в рамках программы стратегического развития Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета.
Ключевые слова: безопасность, образовательная среда, безопасная образовательная среда, безопасные условия обучения и воспитания, международное и российское законодательство в области образования. 

About the concept of «security of the educational environment»

N.V. Novikova, A.V. Asessorova
The paper proposes a definition of the concept of «security of the educational environment» based on a comparative analysis of regulatory and doctrinal interpretations of the categories of «safety» and «educational environment» in the Russian and international law. Article made in the framework of the research project «Integrated Security Studies of the educational environment» (AKP № 019-P) in the framework of the strategic development of the Perm State Humanitarian Pedagogical University.
Keywords: security, educational environment, a safe learning environment, a safe learning environment and education, international and Russian legislation in the field of education.

К вопросу о профилактике социального сиротства
в условиях общеобразовательной организации

С.Ю. Галиева, Н.В. Новикова
В статье рассматривается  институт социального сиротства в  современной России, анализируются уровни профилактики  социального сиротства, проблемы работы с семьями, находящимися в социально опасном положении.   Тема рассматривается через призму  социально-педагогической деятельности  по  профилактике этого социального явления в общеобразовательной организации.  Авторами  обращается внимание на отсутствие нормативно-правовых  оснований для проведения работы по профилактике социального сиротства  в  общеобразовательных организациях,  на необходимость  внесения изменения в действующее законодательство в части определения места, функции и роли системы образования и общеобразовательных организаций в данных вопросах. Статья  подготовлена в рамках научно-исследовательского проекта 019-п «Комплексное исследование проблем безопасности образовательной среды»  Программы стратегического развития ПГГПУ.
Ключевые слова: семья, находящаяся в социально опасном положении, социальное сиротство, профилактика социального сиротства, правовое регулирование профилактики социального сиротства.

On the prevention of child abandonment in terms of general organization

S.Yu. Galieva, N.V. Novikova
The article considers the institute of social orphanhood in modern Russia, analyzed levels of prevention of social orphanhood, the challenges of working with families at risk. Topic viewed through the prism of social and educational activities for the prevention of this social phenomenon in the educational organization. The author draws attention to the absence of a legal basis for the work to prevent child abandonment in educational institutions; the need for amendment of the existing legislation on the definition places the function and role of the education system and educational organizations in these matters. This article was prepared as part of a research project 019–p «A comprehensive study of the security problems of the educational environment» Strategic Development Program of Perm State Humanitarian Pedagogical University.
Keywords: family, which is at risk, social orphanhood, the prevention of child abandonment, regulation social orphanhood.

Развитие коммуникативных качеств будущего предпринимателя в процессе изучения курса «Менеджмент и экономика физической культуры и спорта» в вузе

В.К. Доев
В статье рассматриваются некоторые проблемы развития организаторских качеств будущих предпринимателей в сфере физической культуры и спорта в рамках изучения курса «Менеджмент и экономика физической культуры и спорта». Авторы делают попытку раскрыть группу управленческих качеств менеджеров в сфере физической культуры и спорта, в частности мотивирование, целеполагание, прогнозирование, планирование.
Ключевые слова: коммуникативные качества предпринимателя, менеджер в сфере физической культуры и спорта, принятие управленческих решений.

Development of communicative qualities of future entrepreneurs in the process of studying the course «Management and Economy of physical culture and sports» in high school

V.K. Doev
The article deals with some problems of development of the managerial qualities of future entrepreneurs in the sphere of physical culture and sport in the framework of the course «Management and Economics of physical culture and sports». The authors make an attempt to uncover the group managerial qualities of managers in the sphere of physical culture and sports, in particular, motivation, goal setting, forecasting, planning.
Keywords: communicative qualities of an entrepreneur, Manager in the sphere of physical culture and sports, management decision-making.

Значение социальной компетентности в деятельности современного менеджера
С.С. Михальченко
В статье анализируются различные подходы к созданию моделей компетенций. Выявляются их повторяющиеся элементы, основополагающим из которых в структуре общей компетентности специалиста является социальная компетентность. Рассматриваются два подхода к структуре социальной компетентности, которые подкрепляются примером.
Ключевые слова: компетентностный подход, социальная компетентность, менеджер.

The importance of social competence in the activities of the modern manager
S.S. Mikhalchenko
The article analyzes the different approaches to creating competency models. Identifies their repetitive elements, of which the fundamental structure of the general competence of the expert is social competence. Two approaches to the structure of social competence, which are supported by examples, are discussed.
Keywords: competence-based approach, competency model, manager.

Античный педагогический триптих «заботы о себе»: Сократ–Цицерон–Боэций

В.К. Пичугина
В статье рассматриваются пути и способы педагогического решения одной из фундаментальных для античных мыслителей проблем – проблемы воспитания заботящегося о самом себе человека, которая нашла отражение в текстах, принадлежащих к разным периодам античной истории и отличавшихся подачей педагогических представлений о заботящемся о себе человеке. Осуществлен сравнительный анализ педагогических взглядов на феномен «заботы о себе» Сократа, Цицерона и Боэция, понятый как образовательное проектирование самого себя учеником-взрослым.
Ключевые слова: античная педагогика, педагогика «заботы о себе», «забота о себе», наставник, ученик.

Pedagogical antique triptych «taking care of yourself» Socrates-Cicero-Boethius

V.K. Pichugina
The article discusses the ways and means of pedagogical decision of the fundamental problem for the ancient thinkers – the problem of education of the care of the man himself. This problem reflected in the texts belonging to different periods of ancient history and distinguished by applying pedagogical ideas about «self-care». The comparative analysis of pedagogical views on the phenomenon of «self-care» Socrates, Cicero and Boethius, which was conceived as an educational design itself pupil-adult.
Keywords: ancient pedagogy, pedagogy of «self-care», «self-care», mentor, pupil.

Наука на библиотечно-информационном пространстве регионального вуза
И.А. Ивашова
Статья посвящена многоуровневой системе подготовки библиотечно-информационных кадров. Отражена региональная практика обучения специалистов информационного профиля в двухуровневой системе  «колледж–вуз». Выделены проблемы подготовки профессионалов библиотечно-информационной сферы в системе «бакалавриат – магистратура».
Ключевые слова: вуз искусств и культуры, библиотечно-информационное образование, многоуровневая система подготовки, преемственность образовательных программ, научно-исследовательская работа вуза.

Science at the library and information field of the regional high school

I.A.  Ivashovа
The article is devoted to the multi-level system of library and information personnel. Reflects regional practice of training specialists in the information profile in a two-tier system of education «college-university». The problem of training of professionals in library and information field in the «Bachelor - Master» are highlighted.
Key words: college of arts and culture, library and information education, multi-level training system, the continuity of educational programs and research work of the university.

Контент-анализ публикаций В.Н. Денисьева в периодических изданиях 1930-х гг.
Н.С. Улановская
В.Н. Денисьев – теоретик и практик библиотечного образования конца 1920-х – начала 1930-х гг. В статье представлен контент-анализ публикаций В.Н. Денисьева в периодических изданиях начала 1930-х гг. Включены ранее неизвестные и малоизученные работы автора, посвященные заочному библиотечному образованию. 
Ключевые слова: библиотечное образование, история библиотечного образования, история библиотечного дела, В.Н. Денисьев.

Тhe content-analysis of publications of V.N. Denisyev in periodicals of the early 1930th

N. S. Ulanovskaya
V. N. Denisyev is the theorist and the practician of library education of early 1930s. The article gives the content-analysis of publications of V. N. Denisyev in periodicals of the early 1930th.  They include earlier unknown and low-studied works of the author devoted to the library education. 
Keywords: library education, history of library education, history of librarianship, V.N. Denisyev.

Возрастающая роль духовной безопасности в формировании
новой Концепции национальной безопасности Российской Федерации

П.А. Сидорук
Данная статья посвящена духовной безопасности современного российского общества как составной части Концепции национальной безопасности страны. Автор рассматривает положения действующей Концепции национальной безопасности РФ и противопоставляет им существующие на данный момент внешние и внутренние угрозы для духовной безопасности российского общества, а также высказывает свою позицию по возможным вариантам противодействия имеющимся угрозам.
Ключевые слова: духовная безопасность, Концепция национальной безопасности.

The growing role of spiritual safety in formation
of new National Security Concept of the Russian Federation

P.A. Sidoruk
This article is devoted to the spiritual safety of Russian society as part of the National Security Concept. The author examines the provisions of the current National Security Concept of the Russian Federation and contrasts them to the existing external and internal threats to the spiritual security of the Russian society, and expressed its position on possible options to counter current threats.
Keywords: spiritual security, the concept of national security.

О воспитании интереса к классической музыке в среде студенческой молодежи
И.И. Банникова
Данная статья посвящена анализу отношения студенческой молодежи к классической музыке, проблеме продвижения и популяризации музыкальной классики в молодежной среде. В основу исследования положены данные проведенного в Орловском государственном институте искусств и культуры социологического опроса на данную тему, показаны новые возможности формирования интереса к классической музыке в образовательном учреждении.
Ключевые слова: классическая музыка, музыкальные предпочтения молодежи, музыкальное воспитание, популяризация и продвижение классической музыки, современные обработки классической музыки, музыкально-просветительская программа «Классическое наследие».

On the education of interest in classical music among students

I.I. Bannikova
This article analyzes the attitude of students to classical music. The research on the promotion and popularization of classical music among young people is based on data carried out at the Orel State Institute of Arts and Culture that reflect the possibility of forming a new interest to classical music in educational programs.
Keywords: classical music, musical preferences of youth, music education, popularization and promotion of classical music, modern adaptations of classical music, musical and educational program «Classical Heritage».

Этнорегиональный аспект в формировании художественно-эстетической культуры дошкольников

Д.К. Доева
В статье рассматриваются некоторые проблемы развития художественно-эстетических способностей у дошкольников 5–7 лет в условиях дополнительного образования детей. Установлено, что формирование художественно-эстетической культуры у дошкольников с учетом этнорегионального компонента способствует воспитанию у них нравственных качеств, любви к родному краю, чувства красоты окружающего мира.
Ключевые слова: художественно-эстетическое воспитание дошкольников, этнорегиональный аспект, формирование нравственных качеств.

Ethnoregional aspect in shaping the artistic and aesthetic culture in preschoolers

D.K. Doeva
The article deals with some problems of artistic and aesthetic abilities of preschool children of 5–7 years of additional education of children. It is established that the formation of the artistic and aesthetic culture in preschool children, taking into account ethnoregional component contribute to teach them moral qualities, love for native country, sense of beauty of the surrounding world.
Keywords: artistic and aesthetic education of preschool children, ethno-regional aspect, the formation of moral qualities.

Пасхальная тема в произведениях И.А. Бунина периода первой мировой войны
Р.С. Переславцева
В статье рассматривается Пасхальная тема в творчестве Ивана Бунина периода первой мировой войны (рассказы «Последняя весна», «Последняя осень», дневниковые записи). Раскрывается роль прецедентного библейского текста (Евангелия от Луки) в рассказе «Последняя весна». Анализируются причины утраты «пасхального переживания» в «обыденном мире» героев, имеющего для писателя особую ценность, связанную с мотивами стабильности, постоянства, счастья. Выявляются оппозиционные образы в природном, одухотворенном мире и «обыденном мире». В творчестве периода первой мировой войны писатель показывает, как разрушается – на ментальном и материальном уровне – «обыденный мир» стабильной повседневной жизни, как он разобщается с природой, как утрачиваются религиозные, культурные, нравственные составляющие мирной жизни. Все сословия, вся Россия постепенно погружаются во «тьму». Устанавливается трагическая взаимосвязь между «теневой» войной и нравственным и духовным одичанием человека, переориентацией с мотива ожидания Воскресения и спасения к мотиву уныния и смерти.
Ключевые слова: литературоведение, русская литература XX века, тема Первой мировой войны в русской литературе, творчество Ивана Бунина 1916–1917 годов, прецедентный текст Евангелия от Луки, природный мир и «обыденный мир», тема разрушения государства и человека.

Easter theme in the artworks of I. Bunin at the time of the First World War

R.S. Pereslavtseva
In this article Easter theme of Ivan Bunin’s artworks, created during the First World War, was viewed (“The Last Spring”, “The Last Autumn”, diaries). A role of precedential biblical text (the Gospel of Luke) in “The Last Spring” was revealed. Also were analyzed causes of a loss of “Easter experience” in characters’ everyday world’, which was particularly valuable for the writer for a reflected stability, permanence and happiness. There were images of opposition in soulful nature world and “everyday world”. Working during the First World War, the writer showed in his artworks how this “everyday world” were being destroyed mentally and materially, lost its everyday stability, elements of nature, religious, cultural, moral components of peaceful life. All classes, all Russia were gradually “coming to darkness”. The tragical relationship with “shadow” war and human demoralization were set, and image of Resurrection and salvation became the image of despondency and death.
Keywords: history and criticism of literature, Russian literature of the XX century, the First World War in Russian literature, Ivan Bunin’s works in 1916–1917, precedential text of the Gospel of Luke, nature world and “everyday world”, destruction of the state and human.

Агиографический канон и его искажения в рассказе И.А. Бунина «Аглая»
Е.В. Капинос
Рассказ «Аглая» позволяет говорить об историософии Бунина, соединяющей противоположные начала: языческое и христианское, природное и человеческое, жертвенность и надругательство, внутреннее и внешнее. Перечисленные противоречия можно констатировать, наблюдая за трансформациями агиографического канона в тексте Бунина.
Ключевые слова: житие, агиографическая традиция, агиографический сюжет, иконописность образов, мотивы огня, мотивы тления, христианское, языческое.

Hagiographic canon and its distortions in Ivan bunin’s short story “Aglaya”

E. V. Kapinos
The short story “Aglaya” provides the basis for asserting that Bunin’s historiosophy combines opposite principles, such as the pagan and the Christian, the natural and the human, readiness to sacrifice and desecration, the internal and the outward. A study of transformations of the hagiographic canon in Bunin’s text allows one to demonstrate the foregoing contradictions.
Key words: hagiography, hagiographic tradition, hagiographic plot, icon-like image, fire motifs, corruption motifs, the Christian, the pagan.

Трансформация социальных отношений в процессе формирования нового класса собственников
Н.Г. Хвесюк
Важным фактором развития нашей страны является трансформация социальных отношений собственности как основополагающего условия развития столь необходимого для развития России широкого слоя собственников, обладающих качествами: чувство хозяина, причастность, сопричастность общему делу, сопереживание, заинтересованное отношение к корпоративной собственности. Целью изменения социальных отношений является формирование мотивации экономического поведения, которая строится на единстве личных, корпоративных и социальных интересов.
Ключевые слова: трансформация, социальные отношения, собственник, хозяин, причастность, сопереживание, корпоративизм.

Transformation of social relations in the process of forming a new class of owners

N.G. Khvesyuk
The important factor in the development of our country is the transformation of social relations as an essential condition for the development of much needed for the development of a broad stratum of Russian owners, possessing qualities: a sense of ownership, involvement, ownership common cause, empathy, concerned about corporate ownership. To change social relations is to create motivation of economic behavior, which is based on the unity of personal, corporate and social interests.
Keywords: transformation, social relations, the owner, master, involvement, empathy, corporatism.

 

©Образование и общество 2001-2015
Письмо WEB-мастеру