Образование и общество
Главная страница
Редакционный совет
Страница главного редактора
Ведущие рубрик
Библиотека
Подписаться на журнал
Информация для авторов
Служба образовательной информации
Кинозал
Пишите нам
Гостевая книга

№ 5 2014
 

Публичная коммуникация властных и гражданских структур как инструмент реформирования государственныхинститутов: роль «открытого правительства» в трансформации государственной службы России

В.Б. Слатинов, И.Я. Мосякин

Проект «Открытое правительство» стал амбициозной заявкой на радикальное усиление роли гражданских структур и экспертного сообщества в формировании политического курса и принятии ключевых государственных решений в России. Одним из главных приоритетов деятельности «Открытого правительства» стала реформа государственной гражданской службы. Состоявшиеся и планируемые изменения в кадровой политике и в институциональной организации гражданской службы демонстрируют положительную роль «Открытого правительства» в реформе государственных институтов. Вместе с тем, реализуются только те инициативы, которые имеют эффект «частичных улучшений» и не претендуют на системную институциональную трансформацию.

Ключевые слова: государственная служба, гражданское общество, открытость.

 

Public communication of power and civil structures as a tool for the reform of public institutions: the role of "open government" in the transformation of the State Service of Russia

V.B. Slatinow, I. Ya. Mosyakin.

The project "Open Government" was an ambitious bid to radically strengthen the role of civil structures and expert community in shaping policies and making key government decisions in Russia. One of the main priorities of the "Open Government" was the reform of the civil service. Held and planned changes in personnel policy and institutional organization of the civil service showing a positive role of "Open Government" in the reform of public institutions. At the same time, realized only those initiatives that have the effect of "partial improvement" and is not intended for systemic institutional transformation.

Keywords: public service, civil society, openness.

 

Использование компетентностного подхода при обучении студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования

Е.Ю. Голохвастова, Н.В. Гнатюк,

Рассматриваются проблемы использования компетентностного подхода при обучении студентов СПО. Выявляется и обосновывается использование в образовательном процессе методов активного обучения и адекватных инструментов оценки общих и профессиональных компетенций.

Ключевые слова: образовательные стандарты, компетентностный подход, общие и профессиональные компетенции, методы активного обучения, метод конкретных ситуаций, ассесмент-центр.

 

Using a competence-based approach in teaching students of environmental institutions of secondary vocational education

E.Yu.Golokhvostova, N.V. Gnatyuk

The problems of using competence-based approach in teaching students of the ACT. The aim is to identify and demonstrate the use of active learning and appropriate instruments of assessment of general and professional competencies in the educational process.

Keywords: educational standards, competence approach, general and professional competence, active learning; method of specific situations, assessment center.

 

Об использовании кейс-технологий в системе контроля качества обученности студентов техникума

Н.Р. Киселева

В статье представлены результаты экспериментального исследования и опыта применения кейс-технологий в системе контроля качества усвоения студентами учебного материала по профессиональному блоку учебных дисциплин по специальности «Экономика и бухучет» в организации профессионального образования; изложены теоретические основы применения в образовательном процессе кейс-метода; описаны подходы к проектированию кейс-задач.

Ключевые слова: система контроля качества усвоения студентами учебного материала, кейс, кейс-стади, кейс-технологии, кейс-задачи.

 

About the use of case-technologies in the system of control of quality of training of students of technical college

N.R. Kiseleva

This article presents the results of experimental research and the use of case-technologies in the system of quality control of mastering by students of educational material on occupational block of disciplines in Economics and accounting in the organization of professional education; the theoretical basis for the application in educational process of case-method; approaches to projecting of case problem.

 Keywords: the quality control system of student learning training material, case, case stage, case-technologies, case problems.

 

Методика реализации педагогических условий системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров

Е.И. Васенин

В статье представлены основы авторской методики реализации педагогических условий системы регионального кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством) в обеспечении гармонизации профессиональной подготовки кадров. В авторской методике нашли отражение, как общие положения методики среднего профессионального образования, так и специфичные положения, присущие исключительно региональной системе кластерного взаимодействия колледжей с бизнес-структурами (производством).

Ключевые слова: методика; система; региональное кластерное взаимодействие; колледж; бизнес-структура; гармонизация; профессиональная подготовка кадров.

 

Implementation technique of pedagogical conditions of the regional cluster interaction of colleges with business structures (production) to ensure harmonization of vocational training

E.I. Vasenin

Тhis article represents the proprietary methods basics for realization of pedagogic conditions for the system of regional cluster cooperation between colleges and business-structures (production) to ensure the harmonization of personnel professional training. The proprietary methods reflect general statements of secondary professional education methods as well as specific statements that are typical for the regional system of cluster cooperation between colleges and business-structures (production) only.

Key words: methods, system, regional cluster cooperation, college, business-structure, harmonization, personnel professional training.

 

Интеграция философского, социологического, психологического и педагогического подходов к исследованию категории «профессиональная мобильность»

Е.Ю. Самоделкин

В статье рассматривается проблема формирования профессиональной мобильности студентов как ключевая задача вуза; анализируются точки зрения отечественных ученых в области философии, социологии, психологии и педагогики на данную проблему;  описываются подходы ученых к рассмотрению профессиональной мобильности как одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности.

Ключевые слова: профессиональная мобильность, социальная мобильность, профессиональная компетентность, компетентностный подход.

 

Integration of philosophical, sociological, psychological and pedagogical approaches  to study categories "professional mobility"

E. Yu. Samodelkin

This article considers the problem of the formation of the professional mobility of students as a key objective of the University; it analyzes the point of view of Russian scientists in the field of philosophy, sociology, psychology and pedagogy on this issue; describes approaches of scientists to review professional mobility as one of the most important components of professional competence.

       Keywords: professional mobility, social mobility, professional competence, competence approach.

 

Программа методической работы с преподавателями школы иностранных языков «LVR» по проектированию метапредметного содержания образования

Т.В. Живокоренцева, К.С. Лущикова

Статья посвящена проектированию метапредметного содержания образования в организации дополнительного образования. В статье представлена программа методической работы с преподавателями школы иностранных языков «LVR» по проектированию метапредметного содержания образования; описана актуальность разработки и внедрения данной программы; рассмотрена сущность метапредметного содержания образования и метапредметных результатов образования по иностранному языку. Авторами разработана диагностика по выявлению компетентности преподавателей иностранного языка в проектировании метапредметного содержания образования.

Ключевые слова: программа методической работы, Федеральный государственный образовательный стандарт, Федеральные Государственные Требования, метапредметное содержание образования, иностранный язык, профессиональная компетентность преподавателей в проектировании метапредметного содержания образования.

 

Program of methodical work with school teachers of foreign languages ??«LVR» on design of a meta-curriculum

T.V. Zhivokorentseva, K.S. Luschikova

The article is devoted to the planning of meta-subject educational content in supplementary education. The article presents a program of methodical work with teachers of foreign languages school «LVR» on planning of meta-subject content of education; the urgency of developing and application of this program are described. The entity of meta-subject content of education and meta-subject outcomes in a foreign language are denoted. The authors have developed diagnostics to identify the competence of foreign language teachers in planning of meta-subject educational content.

Keywords: program of methodical work, Federal State Educational Standard, Federal State Requirements, meta-subject content of education, foreign language, professional competence of teachers in planning of meta-subject content of education.

 

Обучение работе с иноязычным публицистическим текстом

 

А.И. Латышева

Статья посвящена различным аспектам работы с публицистическими текстами в целях приобретения и совершенствования навыков чтения, перевода, реферирования, развития речевой деятельности и пополнения словарного запаса студентов. В статье дана характеристика категории «публицистический текст», рассмотрены его основные особенности. Представлены этапы работы над иноязычным публицистическим текстом. Отдельно рассмотрены вопросы аннотирования и реферирования иноязычных публицистических текстов.

Ключевые слова: публицистический текст, этапы работы с иноязычным публицистическим текстом, аннотирование, реферирование, справочно-навигационные умения.

 

Learning how to work with foreign-language journalistic text

A.I. Latysheva

The article is devoted to various aspects of working with journalistic texts in order to acquire and improve the skills of reading, translation, summarization, development of speech and vocabulary students. The paper presents the characteristics of the category of "journalistic text", considered its main features. Stages of work on foreign-language journalistic texts. Specifically address the question of annotation and summarization of foreign language nonfiction texts.

Keywords: journalistic text, stages of work with foreign-language journalistic text, annotating, referencing, reference and navigation skills.

 

 

Филантропический подход к образованию людей пожилого возраста в университете пожилых

Л.В.Вандышева

Социальное образование людей пожилого возраста представляется значимым ресурсом их активизации и социальной адаптации к жизни на пенсии. Университет пожилых, как образовательная форма, имеет традиции за рубежом и находится в стадии становления в отечественной образовательной практике. Филантропический подход в социальном образовании предполагает использование в качестве образовательного ресурса добровольчества/ волонтерства. Реализация данного подхода в образовании людей пожилого возраста способствует их социальной адаптации к жизни на пенсии, социальной активности в форме добровольческих акций и т.д. В исследовании особенности реализации филантропического подхода к образованию людей пожилого возраста на базе исследования.

Ключевые слова: социальное образование, филантропический подход к социальной работе с людьми пожилого возраста, люди пожилого возраста, добровольчество, добровольцы, социальная активность, принцип активизации.

 

Philanthropic approach to education of older people at the University of seniors

L.V. Vandysheva

Social Education for seniors seems to be a significant resource of their social revitalization and adaptation to life in retirement. University for seniors as an educational form has a tradition abroad and is in the stage of formation in the national educational practice. Philanthropic approach involves the use of social education as an educational resource for volunteering. Implementation of this approach in the education of older people contributes to their social adaptation to life in retirement, social activity in the form of voluntary shares etc.

The study аs a result, the author presents some peculiarities of the implementation of the philanthropic approach to education for seniors on the basis of the study.

Key words: social education, philanthropic approach to social work with seniors, seniors, voluntarism, volunteers, community relief, principle of activation.

 

Опыт применения методов обучения в условиях интегративного

образовательного пространства учебного заведения

Тропкина Л.А.

В статье рассматривается опыт интеграции технологий и методов обучения, лежащих в русле различных, в том числе, противоположных концепций образования; выделены две дихотомии: коллективные и индивидуальные способы обучения, репродуктивные и исследовательские методы обучения. Даётся спектр форм обучения, обеспечивающих научно обоснованное и эффективное использование различных технологий и методов, таких как: тематические педсоветы, уроки, проекты; представлены практические разработки педсовета, ряда уроков и проекта социальной направленности.

Ключевые слова: интеграция в педагогике, образовательное пространство, дихотомия методов обучения, образовательные технологии и методы.

 

Experience of using learning methods in terms of integrative

educational environment of the institution

Tropkina L.A.

The article examines the experience of integration of technology and teaching methods, in line with a variety of underlying, including opposing concepts of education; identified two dichotomies: collective and individual ways of learning, reproductive and research methods training. Given range of learning experiences, providing scientifically sound and effective use of different technologies and techniques, such as thematic teachers' meetings, lessons, projects; provides practical development teachers' meeting, a number of lessons and social projects.

Keywords: integration in pedagogy, educational space, the dichotomy of teaching methods, educational technology and methods.

 

Стратегические направления работы вузов пограничного профиля

по повышению уровня речевой культуры курсантов

О. Ю. Семиделихина

Статья посвящена проблеме повышения речевой культуры курсантов пограничных институтов. Авторами проанализирован уровень соответствия речи курсантов с показателями качества основных аспектов речевой культуры и предложены стратегические направления работы вузов пограничного профиля по совершенствованию речевой культуры будущих офицеров-пограничников.

Ключевые слова: культура речи, мотивация развития речевой культуры, самообразовательная деятельность.

 

Strategic directions of the universities of border guard profile

to improve the level of speech culture of cadets

O. Semidelikhina

The article is devoted to the problem of speech culture refinement of the cadets of border guard institutes. Authors of the article have analyzed how the level of the cadets’ speech meets the main indicators of speech culture, and propose essential strategies on perfecting future border guard officers’ level of speech culture.

Key words: culture of speech, motivation of speech culture development, self – education.

Культуротворческие ситуации в развитии научного стиля мышления студентов вуза

     

Е.В. Шитикова

Статья посвящена исследованию роли культуротворческих ситуаций в развитии научного стиля мышления студентов вуза. Научный стиль мышления рассмотрен в качестве критерия научного потенциала личности, определяемого как интегративное личностное образование.  Представлен анализ состояния развития научного стиля мышления у студентов с разным уровнем развития исследовательского потенциала. Показаны способы разработки культуротворческих ситуаций на основе эвристических методов.

Ключевые слова: культуротворческая ситуация, научный стиль мышления, научный потенциал личности, культуротворческая модель развития научного потенциала личности, эвристические методы.

 

Cultural and creative situation in development of scientific style of thinking

of students of the high school

 

E.V. Shitikova

      The article investigates the role of cultural and creative situations in the development of scientific thinking style of university students. Scientific style of thinking is considered as a criterion of the scientific potential of the person defined as an integrative personal formation. The analysis of the state of development of the scientific way of thinking among students with different levels of development of research capacity. Shows how to develop cultural and creative situations on the basis of heuristic methods.

Key words: cultural creative situation, scientific style of thinking, scientific potential of personality, cultural-creative model development of scientific potential of personality, heuristic method.

Дидактический потенциал использования технологии подкастинга в обучении русскому языку как иностранному

E.В. Бувина

В статье рассмотрен дидактический потенциал использования технологии подкастинга в обучении русскому языку как иностранному, раскрываются понятия подкастинга и подкаста, приводятся классификации подкастов, анализируются возможности подкастинга с позиции развития ведущих видов речевой деятельности; приведены подкасты, предназначенные для иностранцев, изучающих русский язык.

Ключевые слова: информационные технологии, Веб 2.0, подкастинг, система подкастинга, подкаст, контент, аудитивные умения и навыки.

 

Didactic potential of podcasting technology in teaching Russian as a foreign language

E.V. Bouvina

The article describes the didactic potential of podcasting technology in teaching Russian as a foreign language, the concepts disclosed podcasting and podcast provides classification of podcasts exploring the possibilities of podcasting with the position of the development of leading speech activities; shows podcasts designed for foreigners studying Russian language.

Keywords: information technology, Web 2.0, podcasting, podcasting system, podcast content, auditory skills.

 

Студент в аксиосфере интернета: специфика его креативности

Е.Р. Южанинова

Креативность рассматривается как комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. В статье перечисляется ряд условий, обеспечивающих сенситивность студенческого периода как одного из наиболее благоприятных для развития креативности; называются причины высокой активности студентов в этом виде деятельности. Поскольку аксиосфера интернета является наиболее предпочтительным пространством самореализации для молодежи, автор рассматривает те особенности создания и распространения креативного продукта в сети, которые позволяют студентам достаточно полно проявить себя в креативном процессе в интернете.

Ключевые слова: аксиосфера интернета, креативность, ценности, креативный продукт, студенчество, студент.

 

Student in axiosphere Internet: specificity of its creativity

E.R. Yuzhaninova

Creativity is viewed as a set of intellectual and personal characteristics of individual. These characteristics promote self-nomination of problems, generating of large number of original ideas and their unconventional decision. The article lists a number of conditions to ensure the student period sensitiveness as one of the most favorable for the development of creativity; reasons for the high activity of students in this kind of activity have been called. Since the Internet axiosphere is the preferred space for self-realization for the young, the author examines the features of creation and distribution of creative products in the network, which would allow students to express themselves adequately in a creative process on the Internet.

Key words: the internet axiosphere, creativity, values, creative product, the students, the student.

 

Информационная активность студентов как важнейший фактор формирования их проектно-исследовательской компетенции

 

П.С. Медведев

   В статье раскрывается сущность понятия «компетенции» с точки зрения отечественных ученых; подчеркивается актуальность информационной активности студентов в формировании их проектно-исследовательской компетенции; описываются механизмы развития информационной активности; приводятся данные педагогического исследования, определяющего конкретные пути повышения инфор¬мационной активности студентов в учреждении высшего профессионального образования.

        Ключевые слова: компетенции, информационная активность, познавательный интерес, проектно-исследовательская компетенция.

 

Informative activity of students as an important factor in the formation of their project and research competence

P.S. Medvedev

This article reveals the essence of the concept "competence" from the point of view of domestic scientists; it stresses the relevance of the information activity of students in creating their project and research competence; it describes the mechanisms of development of information activity; the data of pedagogical research that identifies specific ways to improve informational activity of students in institution of higher professional education is given.

        Keywords: competence, information activity, cognitive interest, design and research competence.

 

Трансформация ценностных предпочтений населения российской провинции

А.А. Возьмитель, В.И. Уварова

Статья посвящена анализу ценностных трансформаций населения среднерусской глубинки в результате кардинальных социально-экономических и социально-политических преобразований в нашей стране. Сравнительный анализ одного и того же эмпирического объекта исследования  с интервалом в двадцать пять лет зафиксировал тенденции изменений в нормативно-ценностном пространстве постсоветского общества, а также позволил вычленить их важные социальные последствия.

Ключевые слова: ценностно-нормативная система, ценностная парадигма, установки, жизненные ориентиры, трансформация.

 

Transformation of valuable preferences of the population of Russian province

A.A. Vozmitel, V.I. Uvarova

The article is devoted to the analysis of valuable transformations of the population of Central Russian remote places as a result of cardinal social-economic and sociopolitical transformations in our country. The comparative analysis of the same empirical object of research with an interval in twenty-five years has fixed tendencies of changes in normative-valuable space of the post-Soviet society, and has also allowed to isolate their important social consequences.

Keywords: value-normative system, valuable paradigm, installations, vital reference points, transformation.

 

Проблемы филологического образования и просвещения на рубеже ХХ-ХХI веков:  духовно-нравственный аспект

Бердникова О.А., Голицына Т.Н.

В статье рассмотрены духовно-нравственные проблемы современного филологического образования и просвещения. Авторы акцентируют внимание на негативных языковых явлениях в молодежных периодических изданиях, приводящих к деформации сознания и речи студентов и школьников. В статье на основе опыта работы филологического факультета Воронежского государственного университета предложены новые формы просвещения и воспитания. Они призваны сформировать ценностную ориентацию  молодежи в русле традиционной для российского образования христианской аксиологической парадигмы.

Ключевые слова: проблемы образования, молодежный жаргон, русский язык, русская литература, духовно-нравственный опыт, христианские ценности.

 

The problems of philological education and enlightenment on board of XX-XXI centuries in theological and moral viewpoint

Berdnikova O.A., Golitsyna T.N.

The article deals with the theological and moral problems of modern philological education and enlightenment. The authors emphasize the negative language occurrences in youth periodicals, which lead to the deformation of students and pupils consciousness and speech.  New forms and methods of education and enlightenment are suggested in the article. They are based on the experience of the philological faculty of the Voronezh State University and intended to orient young people to the course of traditional Russian Christian educational paradigm.

Key words: educational problems, youth slang, Russian language, Russian literature, theological and moral experience, Christian valuables.

 

Осмысление истории и уроки холокоста: российские преподаватели во Франции – опыт кросс-культурного диалога

 

Д.В. Аронов, Е.С. Генина

В статье рассматривается опыт межкультурного взаимодействия российских и французских преподавателей в сфере изучения и преподавания проблематики такого сложного и вплоть до настоящего времени неоднозначно толкуемого явления как Холокост. В основу статьи лег опыт участия авторов в семинаре, организованном научно-просветительским центром «Холокост» (Москва») и французским центром изучения Шоа (Париж), а также опыта работы по программе НПЦ «Холокост» в Москве, Иерусалиме, Берлине. Дается краткая характеристика основных подходов французских исследователей к изучению общих и особенных черт Холокоста во Франции, общих и частных методик преподавания.

Ключевые слова. Холокост, Шоа, история Второй мировой войны, опыт преподавания Холокоста, методика преподавания

 

Understanding the history and lessons of the Holocaust: Russian teachers in France - experience in cross-cultural dialogue

 

D.V. Aronov, E.S. Genin

The article examines the experience of learning and teaching of the Holocaust in France. The authors give a description of the specialized scientific and pedagogical centre in Paris. The paper deals with the experience of the French teachers to create optimal teaching of Holocaust-related issues, taking into account the age of the students, especially the national history and mentality

Key words. The Holocaust, the Shoah, the history of the Second world war, the experience of Holocaust education, methods of teaching.

 

Обязанности осуждённых к наказанию в виде ограничения свободы как одна из основ их правового статуса

И. В. Петракова

 В статье рассмотрен важнейший элемент правового статуса осужденных к наказанию в виде ограничения свободы: обязанности, предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством России, связанные с отбыванием данного вида уголовного наказания.

Ключевые слова: правовой статус, осужденный, наказание, ответственность, международные правовые акты 

 

The duties of convicts sentenced to the penalty of restriction of liberty – the most important element of the legal status

I.V. Petrakova

The article describes the most important element of the legal status of convicts sentenced to the penalty of restriction of liberty, namely the duties stipulated penal legislation of Russia connected with serving this type of criminal punishment.

Key words: legal status, convicted, punishment, responsibility, international legal instruments.  

 

Самоменеджмент как фактор развития профессионального управленческого потенциала руководителя

О.Г. Селивоненко, В.Ю. Подуева

Нельзя не принять во внимание тот факт, что изменения в повседневной жизни и в управленческой сфере в частности повышают требования к управленческому персоналу, его профессионализму, обучению и переподготовке. Организации не могут взять на себя развитие всех навыков у всех менеджеров. Это привело бы к истощению ресурсов организации и подрыву ее стабильности. Поэтому, поддержание своего постоянного роста и развития становится необходимостью каждого менеджера. Эту задачу и должен выполнять самоменеджмент.

Ключевые слова. Самоменеджмент, самореализация, человек как ценный капитал организации, самоменеджмент руководителя, концепции самоменеджмента.

 

Self-management as a factor in the development of professional management capacity of the head

O.G. Selivonenko, V.Y. Podujevo

It is impossible not to take into account the fact that the changes in everyday life and in the management area in particular with increased requirements management personnel, its qualification, training and retraining. Organizations cannot undertake the development of all skills for all managers. This would lead to the depletion of the resources of the organization and undermine its stability. Therefore, maintaining its continuous growth and development is becoming a necessity for every manager. This task and should perform self-management.

Keywords. Self-management, self-realization, people as a valuable asset of the organization, self-management head, the concept of self-management.

 

Социально-экономическая модернизация институциональной матрицы

Р.Б. Шестаков

В работе рассматривается особенности институциональной матрицы российской экономики, как системы специфических элементов, объединённых в экономический, социальный и политический (конституционный) агрегаты, а так же понятие и сущность процесса модернизации, его трансформирующие воздействие на основные агрегаты матричной системы. Определены отрицательные факторы (состояния формальных и неформальных элементов, их взаимосвязи), требующих модернизации.

Ключевые слова: институциональная матрица, элементные агрегаты матрицы, процесс модернизации, вектор модернизации, институциональная структура

 

Socio-economic modernization of the institutional matrix

R.B. Shestakov

This article considers the particular institutional matrix of Russian economy as a system of specific elements, united in economic, social and political (constitutional) units, as well as the concept and essence of the process of modernization, its transformative impact on the main aggregates of the matrix system. Negative factors requiring modernization (state of formal and informal elements of their relationship) was identified as well.

Keywords: Institutional matrix, elemental units of the matrix, the process of modernization, the vector of modernization, institutional structure

 

Развитие взгляда на проблему здоровья  учащихся в истории школы и педагогической мысли

И.Р. Рыбина А.И. Уман

В статье раскрываются исторические аспекты становления и развития взгляда на проблему здоровья учащихся. Авторы осуществляют грамотный анализ историко-педагогических оснований данной проблемы, обозначают вехи движения педагогической мысли учёных, направленной на сохранение здоровья. Статья также отражает опыт здоровьесбережения учащихся, накопленный российскими и зарубежными школами в различные временные периоды.

Ключевые слова: здоровьесбережение, педагогика здоровья, организация учебного процесса, преподавание.

 

Development view of the problem of students' health in the history of school and thinking

I.R. Rybin, A.I.Uman

The article under consideration contains historical aspects of becoming and development of the view to the problem of the students’ health. The authors carry out the literate analysis of the historical and pedagogical basis of this problem, as well as, they mark the movement of the pedagogical thought of the scientists towards healthkeeping of the students.  The article also mentions the experience of healthkeeping of the students, accumulated by Russian and foreign schools in the different periods of time.

Keywords: healthkeeping, the pedagogics of health, the organization of   the educational process, teaching.

 

Министр народного просвещения Л.А. Кассо глазами его современников

С.В. Глинникова

Статья посвящена Льву Аристидовичу Кассо (1865–1914) — юристу, профессору Московского университета, министру народного просвещения России (1911–1914). Работа основана на опубликованных источниках и литературе, посвящённых личности и деятельности Л.А. Кассо. Автор делает попытку воссоздать облик Кассо на основе немногочисленных свидетельств о нём его современников.

Ключевые слова: Л.А. Кассо, гражданское право, Министерство народного просвещения, Московский университет, Психоневрологический институт, В.М. Бехтерев, высшее образование, средняя и низшая школа, студенческие выступления.

 

Minister of Education L.A. Casso in eyes of his contemporaries

S.V. Glinnikova

The article is dedicated to Leo Casso (1865-1914), a lawyer, a professor at the University of Moscow, Russian minister of education (1911-1914). The work is based on published literature and the literature devoted to the person and work of L.A. Casso. The author makes an attempt to reconstruct the face of Casso on the basis of the few testimonies about him by his contemporaries.

Keywords: LA Casso, civil law, the Ministry of Education, University of Moscow, Neuropsychiatric Institute, V.M. Bekhterev, higher education, secondary and elementary schools, student performance.

 

Педагогический идеал современного семейного воспитания: теоретический аспект

Л.О. Володина

В статье постановка проблемы значимости педагогического идеала современного семейного воспитания связывается с утратой изначального смысла родительства, родовых идентификаций. Теоретическое обоснование решения поставленной проблемы определено ориентацией решения проблемы на изучение закономерного характера развития педагогического идеала в истории России с последующей интерпретацией его структурных компонентов. В таком контексте введение категорий «педагогический архетип» и «культурно-педагогический капитал» позволяет раскрыть понятие педагогического идеала как элемента культуры. С этих позиций в статье сформулирована сущность и раскрыто содержание педагогического идеала современного семейного воспитания.

Ключевые слова: педагогический идеал, структура педагогического идеала, ценности семейного воспитания, система ценностей семейного воспитания, закономерности развития системы ценностей семейного воспитания, педагогический архетип, культурно-педагогический капитал, педагогический идеал современного семейного воспитания.

 

Pedagogical ideal modern family education: theoretical aspect

L.O. Volodin

The article deals with the problem of importance of the pedagogical ideal of current family upbringing, which is related to the loss of initial sense of being a parent and to the loss of ancestral identification. The theoretical foundation of solving this problem is determined by the orientation to study natural development of the pedagogical ideal in the Russian history followed by the interpretation of its structural components. In this context, introducing categories such as “pedagogical archetype” and “cultural and pedagogical asset” enables us to determine the concept of ‘a pedagogical ideal’ as an element of culture. Based on this position, the author states the essence of the pedagogical ideal and reveals the content of the pedagogical ideal of current family upbringing.

Key words: pedagogical ideal, structure of pedagogical ideal, values of family upbringing, system of family upbringing values, mechanisms of developing the system of family upbringing

values, pedagogical archetype, cultural and pedagogical asset, pedagogical ideal of current family upbringing.

 

Формирование ценностных ориентаций у учащейся молодежи в условиях поликультурной среды

И. В. Кожанов

Статья посвящена проблеме формирования ценностных ориентаций у учащейся молодежи в условиях поликультурной среды. Автором указывается на значение ценностей в социализации человека, особенно в условиях полиэтничного, мультикультурного региона. Выделяются три основные группы ценностей: общечеловеческие, гражданские (национальные) и этнические, раскрываются их содержание и взаимосвязи. Отмечается специфика формирования ценностных ориентаций у учащейся молодежи. Делается вывод о необходимости этнокультурно направленного образования, учитывающего народный опыт воспитания, для эффективности формирования ценностных ориентаций у учащейся молодежи в условиях поликультурной среды.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, поликультурная среда.

 

Formation of value orientations of students in a multicultural environment

I.V. Kozhanov

Article is devoted to the problem of valuable orientations formation of studying youth in the conditions of the polycultural environment. The author points out to the importance of values in socialization of a person, especially in the conditions of poliethnic, multicultural region. Three main groups of values are allocated: universal, civil (national) and ethnic, their contents and interrelations are revealed. Specifics of valuable orientations formation of studying youth are noted. The conclusion about the need of ethnoculturally directed education, considering national experience of upbringing, for efficiency of valuable orientations formation of studying youth in the conditions of the polycultural environment is drawn.

Key words: values, valuable orientations, polycultural environment.

 

Педагогическая диагностика уровня сформированности культуры молодежной аудитории при подборе режиссерско-постановочного воплощения замысла и проведении музыкально-развлекательных программ.

И.И. Воронин

В статье на основе системного подхода исследуются вопросы развития культуры досуга молодёжи, характеристики культуры досуга, которые проявляются и формируются музыкально-развлекательных программах. С учётом педагогической диагностики уровня сформированности культуры молодёжной аудитории при подборе режиссёрско-постановочного воплощения замысла и проведении музыкально-развлекательных программ определено современное состояние и специфика культуры досуга молодёжи, и их влияние на воспитательный потенциал культурно-досуговой деятельности и сознание молодёжи.

 Ключевые слова: культура досуга молодёжи, социальная группа молодёжи, социализации личности, организация культурно-досуговой деятельности; педагогическая диагностика, музыкально-развлекательная программа.

 

Pedagogical diagnostics level of formation of the culture of the youth audience in the selection of director-staged implementation plan and conduct musical and entertainment programs.

I.I. Voronin

On the basis of a systematic approach the article explores the issues of youth leisure culture, leisure culture characteristics that are manifested form of music and entertainment programs. Taking into account the level of formation of pedagogical diagnostics culture youth audience in the selection of Motion-staged implementation plan and conduct musical and entertainment programs defined the current state and the specifics of leisure culture of young people, and their impact on the educational potential of cultural and leisure activities and youth consciousness.

Key words: leisure culture of youth, social group of young people, socialization of the individual, organization of cultural and leisure activities, pedagogical diagnostics, musical and entertainment program.

 

Анималистическая образность как культурологический аспект изучения творчества М.А. Шолохова в образовательном пространстве

Е. М. Никитина

В статье рассмотрена проблема актуализации культурологических аспектов изучения художественного наследия отечественной литературной классики, в частности, творчества М.А.Шолохова, – на материале анималистической образности как одного из слагаемых естественно-природной картины мира в национальной специфике. Представлен обобщенный обзор истории вопроса и конкретизированы основные аспекты научной рефлексии в различных теоретических и историко-культурных основаниях. Намечены перспективы системно-концептуального осмысления указанной предметно-проблемной области – в проекции на сферу гуманитарного образования.

Ключевые слова: анималистическая образность, зооморфизмы, естественно-природная картина мира, личностно-творческий феномен писателя, культурологический подход, образовательное пространство.

 

Animalistic figurativeness as a culturological aspect of M.A. Sholokhov’s works in the educational space

E. M. Nikitina

The article considers the problem of the culturological aspects actualization of the study of Russian literary classics artistic heritage, particularly, M.A. Sholokhov’s works on the material of animalistic figurativeness as one of the natural world picture components in the national specificity. A generalized overview of the historical background is presented in the article. The main aspects of scientific reflection in various theoretical and historical-cultural foundations are also given. The perspectives of system-conceptual understanding of the specified subject-problem areas in the projection on the sphere of humanitarian education are outlined.

Key words: animalistic figurativeness, zoomorphism, natural world picture, writer’s personal-creative phenomenon, culturological approach, educational space. 

 

Военно-патриотическое воспитание молодежи на примере защитников Воронежа времен

великой отечественной войны

Е.А. Шендриков

В статье анализируется современное состояние военно-патриотического воспитания детей и молодежи в России, раскрывается воспитательное значение исторических образов героев Великой Отечественной войны. Новизна исследования заключается в освещении малоизвестных под-вигов советских воинов, совершенных в период боевых действий в районе Воронежа в июле 1942 г. – январе 1943 г.

Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, молодежь, Вели-кая Отечественная война, защитники Воронежа, героизм, доблесть.

 

Military and patriotic education of youth using the examples or Voronezh defenders during the Great Patriotic War

 

The article deals with the analysis of the modern state of military and patriotic education of Russian children and youth, educational importance of historical images of the Great Patriotic War heroes is also under review. The novelty of this research consists in the interpretation of little-known feat of arms of the Soviet warriors which took place during the period of fighting in Voronezh area in July 1942 – January 1943.

 Key words: military and patriotic education, youth, the Great Patriotic War, Voronezh defenders, heroism, valour.

 

Русская Православная Церковь и духовно-нравственная деятельность орловских епископов в конце XIX - начале ХХ в.

А.И. Перелыгин

Статья посвящена состоянию Русской Православной Церкви и духовно-нравственной деятельности орловских епископов в конце XIX – начале XX в. В ней автор даёт оценку происходившим необратимым процессам в церковной и общественно-политической жизни России до революционных событий 1917 года, а также их глубокое влияние на религиозно-нравственную обстановку в стране и положение Церкви.

Ключевые слова: церковь, православие, монашество, епископат, духовенство, приход.

 

Russian Orthodox Church and the spiritual and moral activity of Orel bishops in the late XIX - early XX century.

A.I. Perelygin

The article is devoted to the state of the Russian Orthodox Church and the spiritual and moral activity of Orel bishops in the late XIX - early XX century. The author gives an estimate to the irreversible process in the church and the social and political life in Russia which took part before the revolutionary events of 1917, and their profound impact on the religious and moral situation in the country and the situation of the Church.

Keywords: Church, Orthodoxy, monasticism, bishops, clergy and parish.

  

©Образование и общество 2001-2015
Письмо WEB-мастеру