Образование и общество
Главная страница
Редакционный совет
Страница главного редактора
Ведущие рубрик
Библиотека
Подписаться на журнал
Информация для авторов
Служба образовательной информации
Кинозал
Пишите нам
Гостевая книга

№ 4 2014
 

Психолого-педагогические основы инновационной направленности вуза

И.Б. Игнатова, Н.И. Исаева

В статье обосновывается роль инноваций в саморазвитии личности студента. Раскрывается сущность культуросозидающей ситуации как ситуации созидания профессиональной культуры и саморазвития будущего специалиста в контексте инноваций вуза. Рассматривается смысл превращения педагогической деятельности преподавателя из монологически профессиональной в культурно-смысловую и его роль в инновационной направленности вуза. Представлены результаты исследования готовности преподавателей вузов к инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновации, вариативные модели организации учебного процесса, культуросозидающая ситуация, саморазвитие, отношение к инновационной деятельности.

 

Рsychological and pedagogical bases of the innovative orientation of the higher education institutions

I.B. Ignatova, N.I. Isaeva

The article is devoted to the role of innovations in self-development of the student. The essence of culturological situation as the situation of the professional culture creation and self-development of the future specialist in the context of the University innovations are revealed. The meaning of transformation of the pedagogical activity of the teacher from monologically professional to the activity full of cultural sense is discussed in the article. The role of such transformation in the innovative orientation of the University is also shown. The results of research on the readiness of University teachers to innovations are presented.

Key words: innovation, alternative models of organization of the educational process, culturological situation, self-development, attitude towards innovation.

Отраслевой аспект профориентационной работы в контексте стандартизации системы образования

О.А. Киреева

Настоящая статья освещает проблемы организации профориентационной работы в современных организациях высшего образования. К решению проблем профориентации, как показывает опыт Белгородского государственного института искусств и культуры, следует подходить с учётом отраслевых особенностей. Тренд, определяющий успешность результата профориентационной деятельности, должен также находиться в русле системы стандартов и представлять собой дорожную карту, интегрированную в пространственно-временную матрицу.

Ключевые слова: профориентационная работа в отрасли культуры и искусств, тайм-менеджмент, стандартизация образовательного процесса в образовательной организации высшего образования, документированная процедура

 

Branch aspect of the career guidance in the context of the education system standardization

O.A. Kireeva

The article deals with the problems of career guidance in the modern institutions of higher education. An experience of Belgorod state Institute of arts and culture shows that it is necessary to take into account branch features to solve the problems of career guidance. The trend determining the success of the career guidance activities should be in the course with the system of standards and should represent the “roadmap” integrated in the space-time matrix.

Keywords: career guidance in the culture and art branches, time management, standardization of the educational process in the educational institutions of higher education, documented procedure

 

Профессиональная компетентность преподавателя вуза XXI века:
проблемы, сущность, содержание

В.И. Коваленко, О.П. Маторина, О.А. Соколова

В статье обосновывается актуальность исследования проблемы профессиональной компетентности преподавателя вуза XXI века,, дается теоретико-методологический анализ разработки ее сущности, структуры и содержания на основе показа различных концепций; раскрывается интегративность, комплексность и сложность ее решения; описаны опыт кафедры педагогики и методики профессионального образования БГИИК по мотивации педагогического сообщества вуза на повышение уровня профессиональной компетентности преподавателя. Авторы концентрируют внимание на перспективных задачах, теоретическое и практическое решение которых будет способствовать как повышению уровня профессиональной компетентности современного преподавателя вуза, так и ускорению хода модернизации и реформирования высшего образования в России.

Ключевые слова: компетентность, педагогическая компетентность, профессионально-педагогическая компетентность, социальный заказ, крийэтор, тьютор, профессиональная компетентность преподавателя вуза XXI века.

 

Professional competence of university teachers of the XXI century: problems, essence and content

V.I. Kovalenko, O.P. Matorina, O.A. Sokolova

The article explains the relevance of research on problems of professional competence of university teachers of the XXI century, gives the theoretical and methodological analysis of the development of its essence, structure and content; discloses integravity, complexity and difficulties of its solutions, describes the experiences of the Department of Pedagogy and methodology of professional education BGIIK of teaching community college motivation to improve the professional competence of the teacher. The authors focus on the perspective tasks, which theoretical and practical solution would contribute both to improving the professional competence of the modern university teacher and acceleration progress towards the modernization and reform of higher education in Russia.

Keywords: competence, pedagogical competence, professional and pedagogical competence, social demand, “creator”, “tutor”, professional competence of university teachers of the XXI century.

 

Модернизация российского образования: PRO ET CONTRA

Е.Л. Антонова, О.В. Реш, В.Г. Туркина

В настоящей статье авторы рассматривает оптимизацию российского образования сквозь призму вызовов, с которыми в обозримом будущем придется столкнуться трансформируемой России. А поскольку интеграция в культуру осуществляется через образование, которое формирует «образ» национальной истории и культуры, – особое внимание уделяется 1) сравнительному анализу «классической» (знаниевой) и «неклассической» (информирующей) моделей образования, 2) проблеме модернизации российского образования как национально ориентированного, направленного на 3) формирование национально ориентированной личности.

Ключевые слова: систематические знания, кругозор, образовательные потребности, классическая («знаниевая») и неклассическая («информирующая») модели образования, классическая (базовая) довузовская общеобразовательная модель образования, виртуализация образовательного пространства, единые образовательные программы и учебно-методические пособия, этнокультурный компонент современного российского образования.

 

Modernization of russian education: PRO ET CONTRA

E.L. Antonova, O.V. Resh, V.G. Nurkina

In this article the authors consider the optimization of Russian education through the prism of the challenges in the foreseeable future will face transformed Russia. As far as integration in the culture is, first of all, through education, which forms the «image» of the national history and culture – special attention is paid 1) comparative analysis of the «classic» (knowledge) and non-classical (informing) models of education, 2) the problem of modernization of Russian education as a national oriented, aimed at building a nationally oriented personality.

Key words: systematic knowledge, horizons, educational needs, classical («knowledge») and non-classical («informing») model of education, classic (basic) pre-University secondary education model, virtualization educational dimension, unified educational programs and educational-methodical manuals, ethno-cultural component of modern Russian education

 

Непрерывная производственная практика

как компонент дуального обучения в процессе профессиональной подготовки менеджеров социально-культурной деятельности

Н.В. Ефремова, О.Н. Гененко, Е.В. Мирошниченко

В статье представлен опыт профессиональной подготовки менеджеров социально-культурной деятельности в условиях профильного вуза, способных реализовать профессиональную деятельность, адекватную времени. Особое внимание уделяется дуальной системе обучения на примере организации непрерывной производственной практики студентов, осуществляемой на базе субъектов социально-культурной сферы. Авторы высказывают мнение на условия и предпосылки успешного осуществления технологии дуального образования, обосновывают критерии ее эффективности. Делается вывод о том, что, взаимодействие образования с субъектами рынка труда является важным условием современной модели подготовки специалиста для творческо-производственной деятельности в сфере культуры.

Ключевые слова: Социально-культурная деятельность, социально-культурная сфера, учреждения культуры, образовательный процесс, подготовка специалиста, непрерывная производственная практика, дуальное обучение, критерии эффективности дуального обучения.

 

Continuous work practice as a component dual training during professional training of managers of social and cultural activities

N.V. Efremova, O.N. Genenko, E.V. Miroshnichenko

The article presents the experience of training managers of social and cultural activities in terms of the profile of the university, able to implement the professional activity, an adequate time. Particular attention is paid to the dual training system as an example the organization of continuous practical training of students, carried out based on the subjects of the socio-cultural sphere. The authors suggest the conditions and prerequisites for a successful implementation of the technology of dual education, justify the criteria of its effectiveness. It is concluded that the interaction of education with labor market actors is an important prerequisite of a modern model of specialist training for the creative and production activities in the field of culture.

Keywords: socio-cultural activities, socio-cultural sphere, cultural institutions, educational process, training, continuous manufacturing practice, dual training, performance criteria of the dual training.

 

Дуальное обучение как основа модернизации подготовки кадров в современном вузе искусств и культуры

И.Б. Игнатова, И.А. Гричаникова

Данная статья посвящена проблемам модернизации подготовки профессиональных кадров для сферы культуры и искусств в соответствии современными требованиями общества. Подход к решению этих проблем с позиций внедрения принципов дуального обучения в образовательный процесс, по мнению авторов, является одним из наиболее перспективных и обоснованных, что подтверждается опытом Белгородского государственного института искусств и культуры.

Ключевые слова: модернизация системы подготовки кадров для сферы культуры и искусств, дуальное обучение, модульно-кластерная структура организации образовательного процесса, базовые организации культуры и искусств

 

Dual education as basis of personnel training modernisation in modern higher institution of arts and culture

I.B. Ignatova, I.A. Grichanikova

The article is devoted to the problems of professional personnel training modernization in the sphere of culture and arts according to modern social demands. The principles of dual education implementation into educational process as an approach to solve the problems is one of the most perspective and validate have been proved by the example of Belgorod State Institute of Arts and Culture.

Keywords: personnel training system modernization the sphere of culture and arts, dual education, module-cluster structure in educational process organization, main institutions of culture and arts

 

Учет возрастных особенностей учащихся в педагогической деятельности преподавателя детских музыкальных школ и детских школ искусств

Э.Г. Каишаури

В данной статье рассматривается стратегическое направление развития личности ребенка в процессе музыкального образования. Эта стратегия строится с учетом возрастного фактора. Ввиду того, что прикладной аспект знаний возрастного развития в педагогической деятельности ДМШ и ДШИ мало разработан, автор предлагает полностью опираться на компетентность самого педагога. Учет возрастных особенностей в педагогической деятельности преподавателя ДМШ и ДМШ возможен через внедрение организации такого учебного процесса, в который заложены связи, обеспечивающие учет факторов возрастного развития, а так же встроен инструмент контроля психического развития ученика. Рассмотренные в статье модели возрастных особенностей учащихся открывают новые возможности в достижении современных стандартных показателей, таких как мотивация к обучению, умение учится, способность к саморазвитию, здоровое психическое развитие обучающегося.

Ключевые слова: сензитивность, музыкальное образование, возрастной фактор, педагогическая деятельность, учебный процесс, музыкальная педагогика, контроль психического развития.

 

Accounting for students’ age development aspects in educational work of teachers in children’s music schools and schools of art

E.G. Kaishauri

This article explores the strategic direction of a child’s personality development during music education. The strategy is built with the consideration of an age factor. Since the applied aspect in theories of developmental age in educational work in Children’s Music Schools and Schools of Art is not fully elaborated, the author suggests relying solely on the competency of the teacher. It is possible to take into account the age peculiarities in educational work of a teacher in Children’s Music Schools and Schools of Art through implementation of such teaching process that will include connection with certain stages of age development as well as instruments of control of student’s mental development. Models of students’ age development aspects discussed in the article introduce new opportunities in achievement of modern standard measures, such as academic motivation, efficiency of learning, self-development ability, and healthy mental development of a student

Keywords: sensitivity, music education, the age factor, pedagogical activity, study process, musical pedagogy, the control of the psychic development.

Внедрение современных технологий

в процесс подготовки специалиста в области хореографического образования

О.Б. Буксикова

 Статья посвящена активным методам обучения в области хореографического образования. Основные современные интенсивные методы и технологии должны базироваться на развитии профессиональных навыков средствами деятельностного обучения.

Ключевые слова: хореографическое образование, инновация, интенсивные технологии, компетенции, деловая игра.

 

Modern intensive technologies implementing into the process of professional education in choreographic field

O.B. Buksikova

Article is devoted to active methods of training in the field of choreographic education. The main modern intensive methods and technologies have to be based on development of professional skills by means of activity training.

Keywords: choreographic education, innovation, intensive technologies, competences, business game.

 

Формирование компетенций исполнительского мастерства музыканта в процессе обучения игре на основе кейс метода

М.А. Канаев, С.М. Малакуцкая

Статья посвящена проблемам использования инновационных образовательных методов, одним из которых является метод проблемно-ситуативного обучения с использованием кейсов, способствующих формированию профессиональных компетенций исполнительского мастерства студента-музыканта. В педагогике музыкального образования кейс выступает как новый объект изучения и как эффективное средство обучения. При этом внедрение кейс-метода позволяет на практике реализовать компетентностный подход, что развивает методическую сторону обучения, обогащает содержание изучаемых  дисциплин.

Ключевые слова: кейс-метод, компетенции, музыкальное образование, самоменеджмент, проблемно-ситуативное обучение, аттенционные свойства.

 

Competences of the performance skills of a musician in the process of learning the game on the basis of case method

M.A. Kanaev, S.M. Malakutskaya

The article is devoted to the practice of innovative educational methods, one of which is a method of problem-situational learning using case studies that contribute to the formation of professional competences of mastery of future musicians. In music education the case acts as a new object of study and as an effective training tool. However, the introduction of case-method allows realizing the competence approach that develops methodical training, enriches the content of studied disciplines.

Keywords: case-method, competence, music education, self-management, problem-situational training, attentionnee properties.

 

проектная деятельность будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников как важный компонент формирования профессионального мастерства

Т.К. Донская, И.В. Голиусова

Рассмотрена специфика проектной деятельности студентов – будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников, основанная на   принципе интеграции междисциплинарных связей и способствующая развитию творческих способностей создателей проекта. Рассмотрены различные походы к определению «метода проекта». Выявлены компоненты, принципы и уровни проектной деятельности студентов. Выделены и описаны этапы создания творческого проекта будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников.

Ключевые слова: проектный метод как педагогическая технология, творческий проект, междисциплинарная интеграция, проектная деятельность режиссеров театрализованных представлений и праздников.

 

The project activity of the future stage managers of the theatrical shows and holidays as important component of formation of the professional skill

T.K. Donskaya, I.V. Goliusova

The article deals with the specific characters of the project activity of the students – future stage managers of the theatrical shows and holidays. These specific characters are based on the principle integration and creative abilities of the authors of the project. The article is devoted to the components, principles and levels of the student’s project activity. The authors pick out the stages of the creative project activity of the future stage managers of the theatrical shows and holidays.

Key words: project method as a pedagogical technology, creative project, interdisciplinary integration, project activity of the stage managers of the theatrical shows and holidays

 

Педагогические условия развития проектной компетентности учителя

Л.В. Иванова

В статье представлены сущностные характеристики проектной компетентности учителя  и раскрыты педагогические условия её развития.

Проектная компетентность учителя в конечном счете является выражением инновационного качества образовательной технологии, творческого стиля деятельности. Проектная деятельность есть деятельность по разработке замысла и учебной задачи с ее обязательным представлением в какой-либо внешне выраженной знаковой форме и определение путей ее использования в образовательном процессе. Ключевые слова: технология, развитие, проектная деятельность, педагогические условия.

Pedagogical conditions of development of design competence of the teacher

L.V. Ivanova

The paper presents the essential characteristics of the design competence of the teacher and disclosed pedagogical conditions for its development.

Design competence of the teacher is ultimately an expression of the quality of educational technology innovation, creative style of activity. The project activity is an activity to develop a plan and a learning task, with its obligatory representation in any outward expression of symbolic form and to identify ways of its use in the educational process.

Keywords: technology, development and design activities, pedagogical conditions.

 

Психологическое здоровье студента в контексте развития психологической культуры

С.И. Маматова

Основу статьи составляют результаты исследования психологического здоровья студентов в контексте развития психологической культуры. Показано, что каждый год обучения создает для студентов определенные психологические проблемы и риски. Выявлены характерные особенности психологического здоровья студентов разных курсов и тенденции как в уровневом, так и в содержательном его изменении. Представлена авторская концепция связи психологического здоровья и психологической культуры студентов вуза. Полученные результаты позволяют учитывать их при разработке новых педагогических технологий высшего образования, направленных на профессионально-личностное образование и индивидуально-профессиональное саморазвитие студентов.

Ключевые слова: психологическое здоровье, тревожность, эмоциональный дискомфорт, тревожная оценка перспективы, социальные реакции защиты, психологическая культура, принцип самостроительства, гармоническая целостность, профессионально-личностноеи индивидуально-профессиональное развитие.

 

Psychological health of the student in the context of the psychological culture development

S.I. Mamatova

The article deals with the results of the research of the student psychological health in the context of the psychological culture development. It is shown that certain psychological problems and risks appear every year during the period of training. Specific features and trends of the psychological health of the students are revealed in the intentional and level changes. The author's view on the problem of the connection of the psychological health and psychological culture of the students is represented in the article. The obtained results can be directed on the development of new educational technologies, aimed at the professionally personal education and on the individually professional development of the students.

Key words: psychological health, anxiety, emotional discomfort, anxiety assessment of the prospects, social protect reactions, psychological culture, the principle of the self-creation, harmonic integrity, professionally-personal and individually-professional development.

 

Вербальный имидж библиотечного специалиста: современные технологии его формирования в вузе

Н.А. Туранина, Е.А. Шушкова

В статье представлены результаты исследования речевой культуры сотрудников библиотек с целью определения уровня речевой культуры и коммуникативной компетенции специалистов библиотечно-информационной сферы. С этой целью необходимо использовать новые педагогические технологии: игровое проектирование, метод «папки» с входящими документами, кейс-стади, занятия-дискуссии. В работе предложена актуальная система мер, направленная на формирование позитивного вербального имиджа библиотекаря, основанная на активном использовании интенсивных педагогических технологий в процессе подготовки специалистов библиотечно-информационной сферы в вузе.

Ключевые слова: вербальный имидж, речевая культура, коммуникативная компетенция, профессиональная подготовка библиотечного специалиста, интенсивные педагогические технологии, комплексные технологии активного обучения, инновационные педагогические технологии активизации знаний.

 

Verbal image of the library expert: modern technologies of its formation in higher education institution

N.A. Turanina, E.A. Shushkova

Results of research of speech culture of staff of libraries are presented in article, for the purpose of definition of level of speech culture and communicative competence of experts of the library and information sphere. For this purpose, it is necessary to use new pedagogical technologies: game design, the folders method with incoming documents, a case study, and occupations discussions. In work the actual system of measures directed on formation of positive verbal image of the librarian, based on active use of intensive pedagogical technologies in the course of training of specialists of the library and information sphere in higher education institution is offered.

Keywords: verbal image, speech culture, communicative competence, vocational training of the library expert, intensive pedagogical technologies, complex technologies of active training, innovative pedagogical technologies of activation of knowledge.

Личность в традиционной культуре: опыт детства и взрослости

А.А. Бучек

В статье рассматривается феномен ранней социализации личности – один из разделов социальной психологии и культурной антропологии, исследующий данный процесс как определяющий все последующее психическое развитие и структуру личности взрослого человека. На примере исследования процесса ранней социализации в культурном опыте коренных народов Северо-Востока России анализируются особенности формирования личности человека в специфических условиях этнической реальности.

Ключевые слова: культурная вариативность процесса социализации, ранняя социализация, этнокультурное развитие личности, коренные народы

 

Personality in traditional culture: the experience of childhood and maturity

A.A. Buchek

In the article the phenomenon of early personal socialization is depicted as one of social psychology and cultural anthropology sections which investigates the process that determines all further mental development and the structure of mature personality. The research of the process of early socialization in cultural experience of local people in the north-east of Russia is taken as an example to analyze the special features of personality formation in specific conditions of ethnic reality.

Key words: cultural variability of socialization process, early socialization, ethnocultural personality development, local folks.

 

Использование современных технологий в подготовке джазовых музыкантов (на основе опыта Белгородского государственного института искусств и культуры)

Б.В. Мочалин

В статье автор излагает опыт использования современных информационных технологий и достижений научно-технической революции в обучении джазовых музыкантов. Рассматриваются не столько возможности тех или иных компьютерных программ и технических средств, сколько конкретные методы их применения, образовательные задачи, решаемые с их помощью. Автор отмечает, что развитие российской джазовой школы во много связано с успешной интеграцией отечественного специалиста в глобальную информационно-образовательную среду.

Ключевые слова: джазовые музыканты, российская джазовая школа, компьютерные технологии, глобальная информационно-образовательная среда.

 

The use of new technologies in jazz musicians education (on the example of the experience of Belgorod state institute of arts and culture)

B.V. Mochalin

In the article the author considers the experience of application of modern information technologies and achievements of scientific-technical revolution in the teaching of jazz musicians. Not only the possibilities of different software and technical means are considered but also mainly specific methods of their application and educational tasks solved with their help. The author notes that the development of the Russian jazz school is associated with successful integration of domestic specialist into global information and educational environment.

Key words: jazz musicians, Russian jazz school, computer technologies, global informational and educational atmosphere.

 

Историческая память о Великой Отечественной войне как процесс формирования гражданской идентичности молодежи

Т.Н. Ключникова, Е.Ю. Исаева

В настоящей статье представлены результаты социологического исследования каналов формирования исторической памяти у российских школьников. Проведенный авторами сравнительный анализ рисунков военной тематики позволил выделить изменения в средствах и символах воспроизводства важнейшего исторического события у поколения, сформировавшегося в новой информационной среде. Материал является полезным для педагогов, исследователей и лиц, работающих с молодежью.

Ключевые слова: гражданская идентичность молодежи, историческая память, символы исторической памяти, каналы воспроизводства исторической памяти

 

Historical memory of Great Patriotic War as a process of youth

civil identity formulation

T.N. Klyuchnikova, E.Yu. Isaeva

The results of sociological survey of Russian pupils’ historical memory channels formulation are presented in this article.  Authors ' analysis of pictures under the military theme identify changes in symbols and ways of reproduction of the most important historical event for a generation, formed in the new informational environment. The material can be useful for teachers, educators, researchers, and individuals working with young people.

Keywords: youth civil identity, historical memory, symbols of historical memory, historical memory channels formulation

 

Инновационный подход к традиционным проблемам в сфере социально-культурной деятельности

И.Е. Белогорцева, Е.А. Середина

Данная статья посвящена рассмотрению особенностей инновационных процессов применительно к социокультурной сфере. Авторы предлагают конкретные способы управления инновационными процессами в вузах культуры и искусств с целью доведения инновационной идеи до ее коммерциализации, приводят примеры эффективных нововведений, в частности внедрение креативных форм досуговой деятельности в современное молодежное общество.

Ключевые слова: инновационные процессы, инновация, коммерциализация, креативные формы досуговой деятельности.

 

Innovative approach to traditional problems

in sociocultural field

I.E. Belogortseva, E.A. Seredina

The article is devoted to the specific features of innovative processes in sociocultural field. The authors suggest particular methods in direction of innovative processes in institutes of culture and arts to bring innovative idea up to its commercialization, give examples of efficient innovations such as creative forms of leisure organizing implement into modern youth society.

Keywords: innovative processes, innovation, commercialization, creative forms of leisure activity.

 

Трансфер социокультурных технологий как ориентир инновационного развития вузов искусств и культуры

И.Б. Игнатова, Н.В. Стариков

Трансфер социокультурных технологий рассматривается как ключевой элемент инновационной политики вузов искусств и культуры, обеспечивающий эффективное выполнение хозяйственных функций вуза без ущерба решению традиционных задач. Анализируются показатели оценки готовности научных кадров вуза искусств и культуры к трансферу технологий.

Ключевые слова: социокультурные технологии, трансфер технологий, социологическое исследование, вуз искусств и культуры.

 

Sociocultural technology transfer as reference point of innovative development of universities of arts and culture

I.B. Ignatova, N.V. Starikov

Sociocultural technology transfer is seen as a key element of the innovation policy of the University of Art and Culture. Transfer ensures the effective implementation of economic functions of the university without damage to the decision of traditional tasks. Authors analyze indicators of assessment of readiness of scientific staff of the University of Arts and Culture to technology transfer.

Key words: sociocultural technologies, technology transfer, sociological research, university of arts and culture.

Джазовое образование: к истории вопроса

А.В. Огородова, Ю.Н. Биляр, А.Ф. Кисилёв, А.А. Яговдик

Статья посвящена истории зарождения джазового образования за рубежом и в России и поднимает актуальные вопросы об особенностях обучения джазу в современных условиях. Авторы рассматривают общие проблемы американской и русской джазовых школ, ищут новые способы оптимизации учебного и творческого процесса.

Ключевые слова: Музыка, джаз, образование, ритм, импровизация, эвергрины, джазовая история, джазовые традиции.

 

Jazz education: history and evolution

A.V. Ogorodova, Y.N. Bilyar, A.F. Kiselev, A.A. Yagovdik

Article is devoted to the history of origin of jazz education abroad and in Russia and raises urgent questions about the features of jazz education in modern conditions. The authors examine the basic problems of the U.S. and Russian jazz schools, looking for new ways to optimize the educational and creative process.

Keywords: Music, jazz, education, rhythm, improvisation, Evergreen, jazz history, jazz tradition.

Педагогическое наследие А. Корто и актуальные проблемы современного музыкального образования

А.Н. Ткачева

В статье освещены наиболее актуальные проблемы современного музыкального образования, такие как несоответствие выпускников музыкальных учебных заведений высшего звена требованиям рынка труда, фрагментарность, присущая в ряде случаев преподаванию дисциплин художественно-творческого цикла. В связи с этим рассматривается актуальный потенциал педагогики А.Корто, её основные методологические диспозиции. Раскрыты некоторые основополагающие установки и принципы французского педагога. Автором предпринята попытка определить реальные перспективы использования педагогического наследия Корто в современных условиях, целесообразность опоры на его методы и установки.

Ключевые слова: Подготовка музыканта, универсальность педагога-музыканта, педагогические традиции А. Корто, романтическое мировоззрение, имитационное моделирование, контекстное обучение.

 

A. Corto’s pedagogical heritage and actual problems of modern musical education

A.N. Tkacheva

The article is devoted to some actual problems of contemporary musical education such as the discrepancy of the musical higher educational institutes' graduators to the demands of employment market, fragmentation that is inherent for art - creative cycle teaching in some cases. The actual potential of Corto's teaching and its basic dispositions are observed. Some fundamental establishments and the principles of French teacher are revealed. The author has attempted to define natural perspectives of Corto's pedagogical traditions usage in contemporary conditions, the expediency of reliance on his methods and main points.

Key words: Training of the musician, universality of the music teacher, Corto’s pedagogical traditions, romantic worldview, simulation modeling, contextual learning.

 

Процесс гуманизации этнокультурного музыкального образования в профессиональных образовательных учреждениях социокультурной сферы

И.Б. Игнатова, Л.Н. Сушкова

            В статье рассматривается специфика, задачи и проблемы модернизации этнокультурного музыкального образования в профессиональных образовательных учреждениях социокультурной сферы с позиции современного отечественного профессионального образования, а также педагогические условия реализации технологии проектного обучения в профессиональных образовательных учреждениях социокультурной сферы.

Ключевые слова: гуманизация образования, этнокультурное музыкальное образование, технология проектного обучения, педагогические условия.

 

The process of humanization of ethno-cultural musical education in vocational educational institutions of social and cultural sphere

I.B. Ignatovа, L.N. Sushkova

The article considers the specifics, objectives and modernization problems of ethno-cultural musical education in vocational educational social and cultural institutions from the position of modern national professional education and pedagogical conditions for implementing technology project training in professional educational institutions of socio-cultural sphere.

Keywords: humanization of education, ethno-cultural, musical education, technology design and training, pedagogical conditions.

 

О компетентностном подходе в современном джазовом образовании

 

С.Ю. Боруха, Е.М. Минев, А.Н. Никитченко

В данной статье рассмотрены перспективы развития отечественного джазового образования в контексте перехода на компетентностный подход. Проведен сравнительный анализ традиционных методов обучения с комплексом компетенций, изложенных в федеральном государственном образовательном стандарте. Разработан комплекс междисциплинарных взаимосвязей   в системе джазового образования.

Ключевые слова: компетентностный подход, джазовое образование, междисциплинарная взаимосвязь.

 

About the competency building approach

S.Yu. Borukha, E.M. Minev, A.E. Nikitchenko

This article deals with the prospects for the development of the Russian jazz education in the context of the transition to the competence approach. There has been carried out a comparative analysis of traditional teaching methods with a set of competencies, which are set out in the Federal State Educational Standards. There has been developed a set of interdisciplinary relationships in the system of jazz education.

Keywords: competency-building approach, jazz education, interdisciplinary relationship.

 

Диалог как  центральная   метафора  нашей цивилизации

С.М. Андреева, А.М. Андреева

Данная статья посвящена диалогу как лингвистической, философской и психолингвистической единице коммуникации, в которой пересекаются социальные, психологические и языковые компоненты, отражающие сущность внешней и внутренней реальности человеческого видения окружающего мира в процессе коммуникативного общения.

Ключевые слова: диалог, коммуникация, межкультурная коммуникация.

Dialogue as central metaphor of our civilisation

S.M. Andreeva, A.M. Andreeva

This article is devoted to the dialogue as a linguistic, philosophical and psycholinguistic communication unit, which intersects social, psychological and linguistic components, reflecting the essence of external and internal reality of human vision of the world into the process of communicative dialogue.

Keywords: dialogue, communication, cross-cultural communication.

 

Структурные элементы и психофизиологические особенности процесса игры с листа (на фортепиано)

В.П. Сраджев, Т.И. Карачарова

В данной статье анализируются структура процесса игры с листа как сложного интегративного умения. Авторы выявляют противоречия между теоретическими представлениями об игре с листа, главная роль в которых отводится слуховой сфере, и практическими рекомендациями, акцентирующими значение прямых зрительно-двигательных координаций. Результатом статьи является вывод о двух способах управления моторикой при игре с листа, с преобладанием на технологическом этапе обучения зрительно-двигательных координаций.

Ключевые слова: процесс игры с листа, психофизиологические особенности, зрительно-слухо-двигательные координации, два способа управления моторикой.

 

Structural elements and psychophysiological features of the reading notes at sight (on the piano)

V.P. Sradgiev, T.I. Karacharova

This article examines the process of the reading notes at sight as complex integrative skills. The authors reveal the contradiction between the theoretical ideas of the reading notes at sight, where the hearing sphere plays the main role, and practical recommendations, emphasizing the importance of direct visual-motor coordination. In conclusion, the authors speak about two ways of the motor skills control when reading at sight, where the technological stage of training of the visual-motor coordination is predominated.

Keywords: reading notes at sight, psycho-physiological features, visual-auditory-motor coordination, two ways of the motor control.

Народная хореография в системе высшего профессионального образования: аспекты освоения

О.И. Алексеева, Н.Ф. Москвич

В данной статье рассматриваются основные технологии освоения народной хореографии в системе высшего профессионального образования. Основу содержательной части составляет процесс освоения народного танца на предмете «Народная хореография региона». Особое внимание отведено региональной специфике хореографической культуры Белгородского края.

  Ключевые слова: народная хореография, песенный фольклор, методика освоения, региональная хореографическая традиция, образовательный процесс.

 

Falk choreography in the system of higher professional education: aspects of learning

O.I. Alekseeva, N.F. Moskvich

The article deals with the basic technologies of the folk choreography training in the system of higher professional education. The basis of the substantial part is the process of folk dance training on the subject of "Folk choreography of the region". Particular attention is devoted to the specific character of the Belgorod choreographic culture.

Key words: folk choreography, singing folklore, training methodology, regional choreographic tradition, educational process.

 

Хоровое искусство в системе профессионального образования белгородского государственного института искусств и культуры: опыт и перспективы

О.Я. Жирова, А.В. Головин

В рамках данной статьи представлен опыт и перспективы развития хорового искусства и исполнительства (народное, академическое) в системе профессионального образования Белгородского государственного института искусств и культуры. Содержание статьи раскрывает общие и частные вопросы научно-исследовательского, научно-методического и творческого характера, направленные на повышение качества образовательных услуг, уровня подготовки конкурентноспособных, востребованных на рынке труда специалистов в области хорового певческого искусства и исполнительства.

Ключевые слова: хоровое народное и академическое искусство, исполнительство, преемственная система профессионального музыкального образования, научно-исследовательская, научно-методическая, творческая деятельность, современные образовательные технологии.

 

Choral arts in the system of professional education in belgorod state institute of arts and culture: experience and perspectives

O.Ya. Zhirova, A.V. Golovin

In this article, the experience and prospects of development of choral and performing arts (folk, academic) in vocational education Belgorod State Institute of Art and Culture is observed. Content of the article reveals the general and specific issues of research, scientific methods and creative nature to improve the quality of educational services, the level of competitive training in demand in the labor market experts in the field of choral art of singing and performing.

Keywords: choral folk and academic art, Performance, continuity system of professional music education, research, scientific, methodical, creative activities, modern educational technology.

 

Краеведческий компонент в учебно-исследовательской деятельности кафедры

Л.К. Сагитова, В.Н. Шадрина

В статье изложены основные направления реализации краеведческого компонента в образовательной и научно-исследовательской деятельности кафедры издательского дела и библиотековедения Белгородского государственного института искусств и культуры. Также представлен опыт составления электронных краеведческих библиографических ресурсов в рамках НИРС.

Ключевые слова: краеведение, краеведческий компонент, образовательная и научно-исследовательская деятельность, краеведческие библиографические пособия.

 

Regional component in educational and research activity of the chair

L.K. Sagitova, V.N. Shadrina

The article outlines the main directions of local lore part in educational and research activities of the department of publishing and library Belgorod State Institute of Art and Culture. Also presents the experience of making electronic bibliographic resources of local history within NIRS.

Keywords: local history, local history component, educational and research activities, natural history, bibliographical aids.

Основные виды слогоритмической организации напевов в бассейне реки псёл (Белгородско-Курское пограничье)

И.Н. Карачаров

В данной статье анализируются песни Белгородско-Курского пограничья с позиций их слогоритмической организации, приводится классификация их основных видов, выявлены «классические» слогоритмические структуры, свидетельствующие о древнеславянских корнях данной песенной традиции.

Ключевые слова: народная песня, слогоритмический элемент, структура, традиция, общее, особенное.

 

The main types of syllabic  rhythmic organization of tunes in the basin of the river psel (Belgorod-Kursk borderlands)

I.N. Karacharov

The article examines the songs of Belgorod-Kursk borderland in terms of their syllabic rhythmic organization, provides a classification of the basic kinds of identified the «classic» с syllabic rhythmic patterns, testifying to the ancient Slavic roots of the song tradition.

Key words: folk song, syllabic rhythmic element structure, tradition, general and special.

Библейские сюжеты в прозе Л. Бородина

(на материале повести «Ловушка для Адама»)

А.С. Паринова

В данной статье рассматриваются Библейские сюжеты в прозе Л. Бородина на примере повести «Ловушка для Адама». Доминирующим является сюжет изгнания из рая, на основе которого автор выстраивает историю современного Адама, попытавшегося начать новую безгрешную жизнь. Но герой оказывается вновь изгнан из «рая», а главной ловушкой для него по-прежнему являются гордыня и страстность. Л.Бородин оставляет современному человеку возможность победить зло в себе и стать на путь нравственного самоопределения.

Ключевые слова: Леонид Бородин, ловушка, Адам, библейский сюжет, изгнание из рая, современный человек, самоопределение.

 

Bible stories in prose of L.Borodin
(based on the novel "Traps for Adam")

A.S. Parinova

In this article we consider the biblical scenes in L. Borodin's prose by the example of the story "Trap for Adam". The dominating plot is the exile from paradise. On this basis, the author builds the modern Adam's story, where the hero tries to begin new sinless life. However the "new Adam" is expelled from "paradise" again, and his main traps still are the arrogance and passion. L. Borodin gives an opportunity to the modern man to overcome the inner evil and to take a course of moral self-determination.

Keywords: Leonid Borodin, a trap, Adam, a biblical scene, exile from paradise, the modern man, self-determination.

 

 

©Образование и общество 2001-2015
Письмо WEB-мастеру