Образование и общество
Главная страница
Редакционный совет
Страница главного редактора
Ведущие рубрик
Библиотека
Подписаться на журнал
Информация для авторов
Служба образовательной информации
Кинозал
Пишите нам
Гостевая книга

№ 4 2013

Динамично-адаптивное   становление  системы государственных услуг в условиях сложных социальных изменений

В.Л. Романов

В статье представлены данные исследования проблем   системы государственных услуг в инновационно изменяющемся обществе. Раскрывается организационная и функциональная недостаточность традиционного института  администрирования в сфере услуг и его базисных механизмов – стандартизации и контроля. Показано, что источником этой недостаточности является отставание процессов структурно-функционального адаптирования этого института от темпов и содержания социальных изменений, происходящих в жизнедеятельности людей и общества. С применением  социосинергетического подхода разработаны методологические основания динамично-адаптивного становления системы государственных услуг в условиях нарастающей сложности социума. 

Ключевые слова: государственные услуги, администрирование, стандартизация, контроллинг, социум, социальная самоорганизация, социальное управление, социальная динамика, адаптационный дисхроноз, динамичная адаптация, становление.

Dynamically adaptive formation of public services in the context of complex social change

V.L. Romanov

The paper presents the research issues of public service innovation in a changing society. Organizational and functional failure of the traditional institution of administration in the service and its basic mechanisms – standardization and control is revealed. It is shown that the source of this failure is lagging process of structural and functional adaptation of the Institute on the pace and content of the social changes taking place in the life of individuals and society. With the application of the methodological approach social-sinergetics base dynamically adaptive formation of public services in the face of increasing complexity of society.

Key words: public services, administration, standardization, controlling, society, social self-organization, social management, social dynamics, adaptive imbalance, dynamic adaptation, formation.

Самооценка профессиональной компетентности кадров регионального управления

В.М. Захаров

Представлены результаты социологического опроса государственных и муниципальных служащих Белгородской области. Большинство опрошенных удовлетворены уровнем своей профессиональной компетентности и считают его достаточным для успешного выполнения работы. Вместе с тем в их ответах обнаруживается дефицит способности к критической самооценке. Большая часть опрошенных попадает в ситуации, в которых она ощущает недостаток профессиональной компетентности. Это относится прежде всего к разрешению конфликтов, работе с документами и компьютером, публичным выступлениям. Недостаточен уровень понимания вопросов бюджетной реформы, а также персональных последствий административной реформы.

Ключевые слова: кадры, региональное управление, государственное и муниципальное управление, профессиональная компетентность, самооценка, административная реформа.

Self-assessment of professional competence of the regional management personnel

V.M. Zakharov

The article presents the results of the sociological survey of state and municipal servants of Belgorod region. The majority of respondents is satisfied with the level of professional competence and considers it sufficient to work successfully. At the same time, their responses reveal the shortage of ability to critical self-assessment. Most of the respondents get into situations in which they feel lack of professional competence. It refers first of all to conflict resolution, working with documents and a computer, public speaking. Insufficient is the level of understanding of the issues of fiscal reform, as well as personal effects of the administrative reform.

Key words: personnel, regional management, state and municipal management, professional competence, self-esteem, administrative reform.

Политмоб как форма проявления политической активности молодёжи

Т.В. Игнатова, Я.А. Цуканов

В статье проведен анализ трудов Г. Тарда и Г. Лебона с целью определения этапов образования толп и публики, их классификации с последующим сравнением и выявлением общего знаменателя; анализ труда Г. Рейнгольда с целью изучения составляющих умной толпы и этапов её образования с последующим выявлением главных отличий от толп и публики; статистический анализ «групп-событий» (5 событий) социальной сети «VKontakte» с 2011 года по 2013 год, направленные на сбор и координирование участников различных митингов, с целью определения их состава и принадлежности к одной из категорий масс, а также роли молодежи, как основной массы участников этих событий.

Ключевые слова: молодежь, политическая активность, толпа, умная толпа, SmartMob, политмоб.

Politmob as a form of political activity of youth

T.V. Ignatovа, Y.A. Tsukanov

The article analyzes the works of G. Tarde and G. Le Bon to determine the stages of formation of the crowds and the public, their classification and then comparing and identifying the common denominator, and analysis of  the research of  H. Rheingold in which he studied the components of the smart crowd and the stages of its formation, followed by the identification of the main differences from the crowds and the public; statistical analysis «group-events» (5 events) of the social network «VKontakte» from 2011 to 2013, aimed at collecting and coordinating the various participants in meetings, in order to determine their composition and membership of one of the categories of the masses and the role of young people, as the majority of participants in these events.

Key words: youth, political activism, the crowd, smart mob, SmartMob, politmob.

Разработка результатов образования в контексте болонского процесса

Н.В. Фомин

В статье рассматриваются теоретические подходы к разработке результатов образования с позиций Болонского процесса и ФГОС ВПО.

В настоящее время результаты обучения играют ключевую роль в стратегии европейского высшего образования, в усилении европейского измерения в высшем образовании. Результаты образования стали основой Дублинских дескрипторов, образующих рамку квалификаций в Европейском трансфере кредитов и их накоплений, реформе учебных курсов и введении инноваций, разработке учебных модулей и образовательных программ. Они позволяют улучшить практику международного признания и трудоустраиваемости, стимулируют мобильность. Результаты обучения способствуют продвижению студентоцентрированного обучения и внедрению компетентностного подхода. Использование результатов обучения в качестве динамичного способа проектирования образовательных программ облегчает совместную работу с работодателями, о чем свидетельствует передовой опыт зарубежных вузов.

Ключевые слова: результаты образования, компетенции, контроль результатов образования, ФГОС ВПО, Болонский процесс, учебные достижения студентов, уровень сформированности компетенций.

Elaboration of learning outcomes in the context of Bologna process

N.V. Fomin

The article describes the conceptual foundations of elaboration of learning outcomes in the context of Bologna process and Federal State Educational Standards of Higher Professional Education main.

Nowadays learning outcomes play the key role in strategy of European higher education, in strengthening of European dimension in higher education. Learning outcomes became the basis of European Qualifications Framework for Higher Education (Dublin Descriptors) in European transfer of credits and accumulations, in reform of educational courses and introduction innovations, in elaboration learning modules and educational programmes. They improve the practice of international recognition and placing in a job, stimulate mobility. Learning outcomes promote achievement of students-centered learning and inculcation of competence-based approach. Application of learning outcomes as a method of projecting of educational programmes facilitates joint job with employers. Forward experience of foreign universities is evidence of it.

Key words: learning outcomes, competences, assessment of learning outcomes, Federal State Educational Standards of Higher Professional Education, Bologna process, educational achievements of students, level of competences formation.

Особенности моделирования процесса формирования экологической культуры

у детей старшего дошкольного возраста

Н.С. Белобородова, Т.И. Горная

Статья посвящена проблеме формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. В ней определены условия и пути интеграции деятельности всех заинтересованных участников образовательного процесса. Авторы доказывают, что становление экологической культуры дошкольников может стать успешным, если эта работа будет осуществляться целенаправленно и последовательно в соответствии с модельным подходом к исследованию педагогических систем. В статье обоснованы педагогические условия и особенности моделирования процесса формирования экологической культуры у дошкольников и приводится авторская модель.

Ключевые слова: экологическая культура, дошкольный возраст, моделирование.

Peculiarities of the formation process of ecological culture

in elder preschool children

N.S. Beloborodova, T.I. Gornaya

The paper is devoted to the problem of shaping elder preschoolers’ ecological culture. It shows the conditions and ways of integrating the activity of all the interested parties in the educational process. The author claims that the development of economic culture can be operative and successful if this work is carried out purposefully and successively, in accordance with the model approach to the study of pedagogical systems. The paper gives proof of pedagogical conditions that simulate the shaping of the required qualities. The author’s model is given. Peculiarities of the modeling process of shaping preschoolers’ ecological culture in a preschool institution are revealed.

Key words: ecological culture, preschool age, modeling.

Сравнительный анализ стилей деятельности учителей, преподающих

на разных ступенях школьного образования

И.В. Долгополова

В продолжение цикла публикаций по вопросам полисистемного подхода при изучении стиля деятельности обобщены исследования, ранее проведенные в Пермской психологической школе. В данной работе представлено сравнение особенностей стиля деятельности учителей начальных классов и учителей-предметников, показаны своеобразие и общие черты их стилей. Особое внимание уделено анализу типичных стилей, применяемых в работе учителями, преподающими на разных ступенях школьного образования. 

Ключевые слова: стиль деятельности, учителя начальных классов, учителя-предметники, компоненты стиля деятельности, коммуникативные действия, организационные действия, стиль с ориентацией на активизацию интеллекта учащихся, стиль с ориентацией на самоорганизацию.

Comparative analysis of professional styles of teachers

teaching at different levels of school education

I.V. Dolgopolova

The article is written throughout a cycle of publications concerning polysystem approach when studying style of the researches“ activity which have been earlier carried out at the Perm psychological school are generalized. In this work comparison of features of activity style of primary school teachers and subject teachers is presented, the originality and common features of their styles is shown. The special attention is paid to the analysis of the typical styles applied in work of teachers, teaching at different steps of school education.

Key words: style of activity, the elementary school teacher, the teacher-subject teachers, components of style of activity, communicative actions, organizational actions, style with orientation to activization of intelligence of pupils, style with orientation to self-organization.

Моделирование информационно-воспитательной среды сельской школы

И.С. Лазарева

Информационно-воспитательная среда школы – совокупность информационных условий сложившихся в школе, обеспечивающая целенаправленное воздействие на формирование определенных личных качеств обучающихся. Информационная среда сельской школы имеет свои специфические черты.

Мы предлагаем создать модель информационно-воспитательной среды сельской школы, которая будет способствовать развитию личности учащихся.

Ключевые слова: информационно-воспитательная среда, сельская школа.

To the question of modeling information and educational surroundings of countryside schools

I.S. Lazareva

Information and educational surroundings of the school - aggregate of information conditions prevailing in the school, providing a purposeful influence on the formation of certain personal qualities of students are discussed in the article. Information surroundings of countryside schools has its own specific features.

We propose to create a model of information and educational surroundings in a countryside school, which will contribute to the development of students’ personality.

Key words: Information and educational surroundings, a countryside school.

Самоопределение старшеклассников в сфере высокотехнологичных рабочих профессий

как социально-педагогический феномен

И.Ф. Исаев, Н.И. Исаева, В.Н. Кормакова, Е.Н. Кролевецкая

В статье раскрываются особенности самоопределения выпускников школ в современных реалиях социально-экономической жизни.  Проводится анализ и обосновывается понятие «самоопределение старших школьников в сфере высокотехнологичных рабочих профессий».  Исследуемый социально-педагогический феномен рассматривается посредством понятий «личностное самоопределение» и «профессиональное самоопределение» в их интеграции и взаимосвязи.

Ключевые слова: личностное самоопределение, профессиональное самоопределение, высокотехнологичные рабочие профессии, старшеклассники.

Self-determination of the high-school students in the sphere of high-tech working professions

as a social-pedagogical phenomenon

I.F. Isaev, N.I. Isaeva, V.N. Kormakova, E.N. Krolevetskaya

The article deals with the problem of peculiarities in self-determination of high school graduates in modern social-economic realities of life. The notion of “self-determination of the senior students in the sphere of high-tech working professions” is analyzed and substantiated in the article. The investigated social-pedagogical phenomenon is considered through the concepts of “personal self-determination” and “professional self-determination” in their integration and interconnection.

Key words: personal self-determination, professional self-determination, high-tech working professions, high-school students.

Использование метода case-study в профессиональном инклюзивном образовании

студентов с ограниченными возможностями здоровья

Л.А. Колыванова, Т.М. Носова

Статья посвящена профессиональному инклюзивному образованию, где одним из методов обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья является метод case-study, способствующий развитию аналитических, коммуникативных особенностей, определяющих безопасность их жизнедеятельности.

Ключевые слова: метод case-study, образовательная среда, профессиональное инклюзивное образование, социальная адаптация, студенты с ограниченными возможностями здоровья, безопасность жизнедеятельности.

The use of the case-study method in professional inclusive education of students with disabilities

L.A. Kolyvanova, T.M. Nosova

The article is devoted to professional inclusive education, where one of the methods of training of students with disabilities is the method of case-study, promoting the development of analytical, communicative peculiarities, which determine their safety.

Key words: case-study method, educational environment, professional inclusive education, social adaptation of students with disabilities, life safety.

Принципы проектирования и реализации программы вовлечения студентов

– будущих учителей в исследовательскую деятельность

А.В. Багачук

В статье рассмотрен технологический аспект формирования исследовательской деятельности будущих учителей в процессе обучения в вузе. Дается характеристика понятия «исследовательская деятельность студента». Представлен один из подходов к обновлению качества исследовательской деятельности будущих учителей в контексте современных тенденций образования.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, будущий учитель, организационно-методические условия, профессиональная подготовка, ФГОС ВПО.

The principles of designing and implementing

a program involving teachers-to-be in research

A.V. Bagachuk

The paper deals with the technological aspect of building teachers-to-be research activity in the course of university education. The notion of research activity is defined. One of the approaches to the improvement of teachers-to-be research activity in the framework of modern educational tendencies is presented.

Key words: research activity, a teacher-to-be, organizational-methodological conditions, professional training, Higher Professional Education Federal State Educational Standard.

Создание и интерпретация образов дидактического материала

И.В. Лобашев, В.Д. Лобашев

Диалоговый режим построения образов дидактического материала представляет достаточно большие затруднения в процессах обучения аудитории, обладающей различным первоначальным уровнем знаний. Сообщение элементов учебной информации в некотором свёрнутом и адаптированном к восприятию виде позволяет увеличить интенсивность обучения и повысить качество знаний, приобретаемых обучающимися.

 Ключевые слова: образ, граф, смысл, энтропия сообщения, наглядность, визуальная грамотность, прообраз.

Creation and interpretation of images of didactic material

I.V. Lobashev, V.D. Lobashev

Interactive regime of creation of didactic material creates considerable difficulties in teaching audiences with different level of knowledge. Interaction between elements of educational information in somewhat concise and adapted form allows increasing intensity of education and improving quality of knowledge acquired by students.

 Key words: image, graph, sense, entropy of interaction, visibility, visual competence, prototype.

Воспитание умения учиться у воспитанников кадетского училища

Е.В. Сапрыкина

В статье рассматриваются особенности воспитания умения учиться у воспитанников кадетского училища в рамках учебной и внеучебной деятельности Оренбургского кадетского президентского училища. Раскрывается действенность использования проблемных ситуаций и групповых форм работы в воспитании умения учиться у воспитанников.

Ключевые слова: воспитание, воспитанник, системно-деятельностный подход, умение учиться, учебная задача, проблемная ситуация.

Training of students“ skills to learn in the Cadet School

E.V. Saprykina

The article discusses the features of training of students“ skills to learn in the Cadet School in the academic and extra-curricular activities of the Orenburg Presidential Cadet School. The article reveals the effectiveness of the use of problem situations and forms of group work in the education of the pupils to learn skills.

Key words: education, graduate, system-activity approach, learning to learn, learning task, problem situation.

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции у школьников

Я.В. Приходько

Общественно-политические, экономические и социальные преобразования, происшедшие в нашей стране в последние годы, привели к существенным изменениям в сфере образования. Смена ценностных ориентаций в обществе привела к новым целям обучения учебным предметам, в том числе иностранным языкам. Личностно ориентированный подход нацелен на полное развитие каждого ученика. Иноязычная коммуникативная компетенция входит в круг компетенций, которые должны рассматриваться как желаемый результат образования. В состав иноязычной коммуникативной компетенции входят следующие компоненты: лингвистическая, социолингвистическая, социокультурная, социальная, дискурсивная, стратегическая (компенсаторная) компетенции.

Ключевые слова: личностно ориентированный подход, коммуникативная компетенция, лингвистическая компетенция, лексическая компетенция, социолингвистическая компетенция, социокультурная компетенция, социальная компетенция, дискурсивная компетенция, стратегическая (компенсаторная) компетенция, условно-речевая коммуникация, коммуникативно ценные высказывания.

The development of students foreign language communicative competence

Ya.V. Prikhodko

Social, political, economic and social changes that have taken place in our country in recent years, have led to significant changes in the education sector. Change of the value orientations in society has led to new learning objectives academic subjects, including foreign languages. Student-centered approach is aimed at the full development of each student. Foreign language communicative competence beyond the scope of competencies that must be seen as a desirable outcome of education. The structure of foreign language communicative competence includes the following components: linguistic, sociolinguistic, socio-cultural, social, discursive, strategic (compensatory) competence.

Key words: student-centered approach, communicative competence, linguistic competence, lexical competence, sociolinguistic competence, sociocultural competence, social competence, discourse competence, strategic (compensatory) competence, conditional verbal communication, communicative and valuable remarks.

Гендерный аспект в детской литературе

О.А. Уткина

Детская литература показана как институт гендерной социализации мальчиков. Представлен стандартный набор для чтения мальчиков, способствующий формированию гендерных стереотипов. Получены разные точки зрения о том, что надо читать мальчикам. Выявлено  отношение к книге педагогов и детей начала ХХІ века.

Ключевые слова: детская литература, гендерная социализация, гендерные стереотипы.

Gender aspect in children’s literature

O.A. Utkina

Children’s literature is shown as the institute of boy’s gender socialization. Standard set is represented for boy’s reading, which promotes forming of gender stereotypes. The various points of view are offered about what the boys have to read. Relations of pedagogues and children at the beginning of XXI century are also detected.

Key words: children’s literature, gender socialization, gender stereotypes.

Диагностическое исследование параметров субъектности личности бакалавра

Д.У. Шакирова

В данной статье рассматривается обоснование выбора комплекса диагностических методик для исследования параметров субъектности личности бакалавра (уровень субъективного контроля, автономность – зависимость личности в учебной деятельности и волевая саморегуляция). Выделенные параметры образуют необходимую основу субъекта и могут рассматриваться в качестве устойчивой личностной основы, определяющей принятие бакалавром позиции субъекта учебной деятельности.

Ключевые слова: субъектность, субъективный контроль, волевая саморегуляция, автономность – зависимость личности, учебно-профессиональная деятельность, образовательная деятельность.

Diagnostic study of subjectivity’s parameters of bachelor’s personality

J.U. Shakirova

This article discusses the rationale for the choice of the complex diagnostic procedures for the investigation of the parameters of subjective personality of Bachelor (level of subjective control, autonomy – the dependence of the personality in learning activities and willful self-regulation). Options form the necessary basis of the subject are highlighted and can be considered as a sustainable personal basis, which determines the position of the subject of taking the bachelor training activities.

Key words: subjectivity, subjective control, strong-willed self-control, autonomy – the dependence of personality educational and professional activities, educational activities.

Психологические методы выявления нарушений понимания речи у младших школьников

с недоразвитием речи

М.Т. Холод

В статье раскрываются актуальные аспекты диагностики нарушений понимания речи у младших школьников в условиях нормы и речевой патологии. Изучение  их психологической природы позволило автору подойти к разработке комплексной методики диагностического исследования семантической сферы языка детей младшего школьного возраста, выступающей в качестве надежного инструмента оценки их семантического развития; определению новых перспектив изучения когнитивных процессов, функционирующих  в языковом сознании учащихся.

Ключевые слова: когнитивные процессы, смысловая сфера, недоразвитие речи, деятельностная парадигма, семантические нарушения.

Psychological methods of detecting violations of speech understanding i

n primary school children with speech deficiency

M.T. Kholod

The article describes the important aspects of diagnosis of speech understanding in primary school children in the norm and in speech pathology. The study of their psychological nature has allowed the author to approach the development of comprehensive diagnostic study methods of semantic sphere of the language of children with speech deficiency, serving as a reliable tool for assessing their semantic development, identifying new prospects for the study of cognitive processes operating in the linguistic consciousness of younger students.

Key words: cognitive processes, semantic sphere, underdevelopment of speech, activity-based paradigm, semantic violations.

Дисциплина «ERP-системы» в подготовке бакалавров

прикладной информатики

А.Ф. Мартынов, Е.В. Семина

Растущий спрос на IT-специалистов, владеющих технологиями внедрения ERP-систем, определяет вектор развития специализированных образовательных технологий в этой области. В статье изложена методика преподавания, основанная на фазировании управления внедрением и структурировании информации, сопутствующей проекту.

Ключевые слова: ERP-система, корпоративная информационно-управляющая система, проект, фазирование проекта.

Discipline «ERP-systems» in the training of the bachelors of applied informatics

The growing demand for IT-specialists with technology implementation of ERP-systems, defines a vector of development of specialized educational technologies in this area. The article describes the methodology of teaching based on the concept of phasing manage the implementation and structuring the information that accompanies the project.

Key words: ERP-system, enterprise information management system, project, project phasing.

Дистанционное обучение математике старшеклассников

в системе открытого образования

И.Н. Макарьев

В статье анализируются различные трактовки дистанционного обучения в контексте идей открытого образования. Определяются подходы к конструированию системы дистанционного обучения математике старшеклассников.

Ключевые слова: открытое образование, дистанционное обучение, система дистанционного обучения математике, методическое сопровождение.

Тhe distance mathematics learning of senior pupils

in the system of open education

I.N. Makariev

In this article the author analyses different interpretations of distance education phenomenon in context of the open education. The approaches to the process of the distance education system’s building in different knowledge domains (on the example of mathematics) are also shown.

Key words: open education, distance learning, system of distance mathematics learning, methodological support.

Состояние социальной защищенности вузовских преподавателей и студентов

(по результатам социологического анализа)

И.Х. Хазиев

В статье раскрыты субъективные показатели социальной защищенности вузовских преподавателей и студентов (по материалам социологического опроса в Новомосковском институте (филиале Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева). Выявлены факторы, поддерживающие чувство социальной защищенности, а также факторы, подрывающие это чувство. Дана сравнительная характеристика жизненных проблем, переживаемых преподавателями и студентами.

Ключевые слова: студент,  вузовский преподаватель, социальная защищенность, жизненная проблема, фактор, социальное самочувствие.

State social security of university teachers and students
(based on the results of a sociological analysis)

I.Kh. Khaziev

In the article the subjective indicators of social safety of university teachers and students (based on sociological survey in the Novomoskovsk Institute, branch of Russian Chemical-Technological University named after D.I. Mendeleev are revealed. The factors that support a sense of social security are represented, as well as factors that undermine the feeling. The comparative characteristic of life problems facing teachers and students is given.

Key words: student, university teacher, social safety, life problem, a factor, social well-being.

Историческая предназначенность педагогической аксиоматики

Я.С. Турбовской

В своей статье автор доказывает, что признание необходимости целенаправленного использования педагогической аксиоматики способно обеспечить отечественному образованию тот исторически востребованный уровень функционирования и развития, который обеспечит в условиях глобализации качество и эффективность формирования конкурентоспособной личности.

Ключевые слова: аксиоматика, конкурентоспособная личность, педагогика, образование.

The historical predestination of teaching axiomatic

Ya.S. Turbovskoy

In his article, the author proves that the recognition of the need to use a focused educational axiom is able to provide home education that has historically demanded level of functioning and development, which will be provided in the context of globalization quality and efficiency of the formation of a competitive person.

Key words: axiomatic, competitive personality, pedagogy, education.

Тестирование детей дошкольного возраста в США:

вопросы теории и практики

Г.И. Поескова

В США на протяжении многих лет дошкольная образовательная система основана на систематическом поиске и учете способностей, одаренности и талантов как при поступлении ребенка в детский сад, так и в процессе индивидуализированного его дальнейшего обучения. Таким образом, создаются благоприятные условия для раскрытия одаренности каждого ребенка. Статья затрагивает проблему тестирования детей дошкольного возраста как наиболее востребованного в настоящее время метода идентификации одаренных детей.

Ключевые слова: дошкольное образование, одаренные дети, тестирование, высокий интеллект.

Testing of pre-school children in the United States:

 Theory and Practice

G.I. Poeskova

 In the USA for many years the pre-school education system has been based on a systematic search for skills and talents as for a child in kindergarten, and in the process of his further individualized instruction. This creates favorable conditions for the disclosure of giftedness of each child. The article addresses the issue of testing pre-school children, as the most demanded in the present method of identifying gifted children.

Key words: pre-school education, gifted children, text, high intelligence.

Модель формирования ценностно ориентированных компетенций бакалавров

педагогического образования музыкального профиля

Е.Н. Чернышева

В статье предлагается модель формирования ценностно-ориентированных компетенций будущего бакалавра музыкального образования в процессе профессиональной подготовки в вузе. При ее конструировании моделируется структурная и содержательная организация учебно-воспитательного процесса. Модель отражает единство профессиональных и личностных составляющих профессиональной компетентности на основе аксиологического компонента и предполагает динамический уровень сформированности ценностно-ориентированных компетенций будущего бакалавра музыкального образования.

Ключевые слова: компетентность, компетенции, ключевые компетенции, профессиональная компетентность, модель формирования компетенций, интеграция, аксиологизация учебно-воспитательного процесса, ценностно-ориентированная деятельность.

Model of the formation of value-oriented competencies bachelors

music teacher education profile

Ye.N. Chernyshova

Тhe article presents a model of the value-oriented competencies of a future bachelor of music education in the process of training at the university. With its construction a structural and meaningful organization of the educational process is formed. The model reflects the unity of professional and personal aspects of the professional competence based on the axiological component and involves a dynamic level of development of the value-oriented competencies of a future bachelor of music education.

Key words: competence, competencies, core competencies, professional competence, a model of competencies, integration, axiologization of an educational process, value-oriented activities.

О принципах и способах выполнения набросков

и зарисовок в условиях пленэра

Ю.М. Тютюнова

В данной статье рассматриваются вопросы методики работы над краткосрочными графическими изображениями – набросками и зарисовками – различными способами в условиях пленэрной практики. Автор раскрывает методическую последовательность работы над изображениями, выявляет закономерности моделировки форм объектов тоном с учетом плановости пространства. При этом особый акцент делается на организации занятий с учетом фактора времени.

Ключевые слова: наброски, зарисовки, пленэр, пространство, рисунок, композиция, графическое изображение, изобразительные средства, линия, пятно, тон.

On the principles and methods of making sketches and studies in the open air

Yu.M.Tyutyunova

This article explores the methodology issues of working on short-term graphic images , sketches and studies, by using different methods in the open air practice. The author reveals methodological sequence of work on images and identifies patterns of modeling object shapes with tone with regard to space planning. Particular emphasis is laid on the organization of classes in view of the time factor.

Key words: sketches, studies, open-air, space, a drawing, composition, a graphic image, visual means, a line, a patch, tone.

Нравственные уроки народного духовного стиха

(по записям воронежского фольклора 1990–2010 гг.)

Т.Ф. Пухова

Статья Т.Ф. Пуховой «Нравственные уроки народного духовного стиха (по записям воронежского фольклора 1990–2010 гг.)» посвящена выходу в печати сборника «Духовные стихи Воронежского края» в 2011 году, в котором впервые публикуются дореволюционные и современные записи воронежских духовных стихов, сделанные во время фольклорных экспедиций воронежскими фольклористами. В статье говорится о содержании и построении сборника, о принципах классификации материала. Также в статье Т.Ф. Пуховой дается краткий анализ цикла прощально-поминальных духовных стихов.

Ключевые слова: фольклор, духовные стихи, религия,  язычество, Библия, Богородица, Христос, святые угодники, поминальные стихи,   похоронный обряд, стихи о душе, о грехе, о Страшном суде.

Folk spiritual verses lessons of morality

(from Voronezh folklore records of 1990–2010)

T.F. Pukhova

Tatiana Pukhova’s article Folk spiritual verses lessons of morality (from Voronezh folklore records of 1990–2010) is devoted to the publication of the collection Духовные стихи Воронежского края (Spiritual verses of Voronezh region) in 2011 where pre-revolutionary and modern records of spiritual verses that were made during folklore expeditions by Voronezh folklorists are published for the first time. The content and the structure of the collection and also the principles of material classification are discussed in the article. Likewise in Tatiana Pukhova’s article the short analysis of the farewell and commemorative spiritual verses is given.

Key words: folklore, spiritual verses, religion, paganism, Bible, mother of God, Christ, holy saints, commemorative verses, funeral tradition, verses about soul, sin, final judgment.

Средь зла «покойным быть».  Г.Р. Державин и М.М Пришвин: 

ценностные ориентиры двух «великих классиков» 

одной «великой словесности»

Л.Е. Хворова

В статье рассматриваются ценностные ориентации в художественном мире Г.Р. Державина и М.М. Пришвина в  рамках русской словесности как единого  духовно-культурного феномена. В частности, идет речь о соотношении таких  понятий, как человек перед Богом,  «писатель и власть»,   память и вечность и других.   Сравнительный анализ в данном случае выступает как необходимый инструмент для выявления  как контуров сближения хронотопически далеких  фигур, так и  для  констатации  широкого спектра  аспектов, формирующих целостный духовно-культурный облик русской литературы.

Ключевые слова:традиция, писатель и власть, топохрон, стереопространство,  Бог, человек, природа, всеединство, эпичность.

Amid evil «to be late».  G.R. Derzhavin and M.M. Prishvin: value orients of the two «great classics»

of one «great literature»

L.E. Hvorova

The article discusses the aspects of convergence of the artistic worlds of G.R. Derzhavin and M.M. Prishvin in the Russian  literature as a common spiritual and cultural space. In particular, the questions of the relationship between concepts such as a human before God, «a writer and a power», memory and eternity, and others are considered. Comparative analysis in this case acts as a necessary tool to identify both the contours of convergence of distant figures, and for the detection of aspects that form an integral of spiritual and cultural face of Russian literature.

Key words: tradition, a writer and a power, stereo space, God, human, nature, unity, epic.

 

Методологические  проблемы изучения генезиса и функций

социально-правовых отношений  

народов Кавказа в  исследованиях М.М.  Ковалевского

В.Ю. Левитский 

Статья посвящена историко-правовому исследованию выдающегося ученого 19 – начала 20 века М.М. Ковалевского  социальной структуры и функций традиционных правовых установлений населения Северного Кавказа. Содержательная сторона аргументации подтверждает теорию кровного родства и первобытных брачных отношений материалом горских адатов.

Ключевые слова: генезис традиционных правовых установлений населения Северного Кавказа, горские адаты, родовые отношения.

Methodological problems of studying genesis and functions

of socio-legal relations

of the Caucasian in M.M.Kovalevsky’s researches

V.Yu. Levitsky

The article deals with the historic-legal research of the greatest scientist of the 19th – the beginning of the 20th centuries M.M. Kovalevsky, social structure and functions of traditional legal purviews of the North Caucasian population. The research proves the theory of alliance by blood and marriage by means of city adats.

Key words: Genesis of traditional legal purviews of the North Caucasian population. City adats. Allied relations.

Развитие совхозов  Орсов/Урсов

в закрытых городах Сибири в 1950–1980-х гг.

Г.А. Реут, М.А. Муратова

Статья посвящена актуальным проблемам истории становления и развития  «атомных» городов Министерства среднего машиностроения. В центре внимания причины создания, структура, особенности организации ведомственных совхозов в ЗАТО Сибири: Железногорске (Красноярск-26), Зеленогорске (Красноярск-45), Северске (Томск-7) в 1950–1980-е годы. На основе архивных документов анализируется  организация снабжения основными продуктами питания населения закрытых городов  и роль собственного сельскохозяйственного производства в обеспечении горожан  продовольствием. 

Ключевые слова: закрытый город, Железногорск (Красноярск-26), Северск, (Томск-7), Зеленогорск (Красноярск-45), Минсредмаш.

Development of utility agriculture of siberi

an closed cities in 1950–1980S.

This article reveals the current historical problems of formation and development of «atomic» cities of Minsredmash. In the spotlight of the article are causes of formation, organization and peculiar properties of departmental sovkhozes in Soviet closed nuclear cities of Siberia:Zheleznogorsk (Krasnoyarsk-26), Zelenogorsk (Krasnoyarsk-45), Seversk (Tomsk-7) in 1950-1980s. The organization of supplying people in closed cities with foodstuffs and the role of own agricultiral production in supplying citizens with  foodstuffs are analyzed in this article on the basis of archival documents.

Key words: Closed Nuclear Cities, Seversk (Tomsk-7), Zheleznogorsk (Krasnoyarsk-26), Zelenogorsk (Krasnoyarsk-45), Minsredmash.

 

 

©Образование и общество 2001-2015
Письмо WEB-мастеру