Образование и общество
Главная страница
Редакционный совет
Страница главного редактора
Ведущие рубрик
Библиотека
Подписаться на журнал
Информация для авторов
Служба образовательной информации
Кинозал
Пишите нам
Гостевая книга

№ 3 2014

 

Теоретико-методологические подходы к содержанию института муниципальной службы

В.Б. Муравченко

В статье рассматривается определение места института муниципальной службы в политической системе общества. Показано, что институциональное становление и развитие муниципальной службы - это сложный и многогранный процесс, который зависит от природы местного самоуправления, его сущностных характеристик и возможностей их реализации в конкретной социально-политической среде.

Ключевые слова: институт муниципальной службы, институт государственной службы, муниципальная власть, политическая система, публичная власть, политический институт.

 

Theoretical and methodological approaches to the contents of institute of a municipal service

V.B.  Muravchenko 

The article considers the definition of the place of the Institute of municipal service in the political system of society. It is shown that the institutional establishment and development of municipal services  is a complex and multifaceted process that depends on the nature of local government, its essential characteristics and capabilities of their implementation in a specific socio-political environment.

Key  words: Institute of municipal service, institute of public service, the municipal government, the political system, public authority, a political institution.

 

Система образования и реиндустриализация России: проблемы и перспективы

Е.П. Тавокин

Обосновывается объективная необходимость перехода России на новый – шестой – технологический уклад. Показаны связанные с этим проблемы и необходимые условия. Одно из условий – наличие соответствующей системы образования. Рассматривается состояние и направления ее трансформации. Раскрыты ее негативные стороны: отход от фундаментальных знаний, общее снижение качества и другие. Делается вывод, что ее необходимо изменить в направлении к опережающему фундаментальному образованию, обеспечить баланс между техногенно-экономической, гуманистической и экологической составляющими.

Ключевые слова: образование, реиндустриализация, технологический уклад, болонский процесс, компетентностный подход.

 

Education system and reindustrialization of Russia: Problems and Prospects

Ye.P. Tavokin

The necessity of transition of Russia to a new – sixth technological way is substantiated. Related problems and the necessary conditions are shown. One of the conditions is the presence of an appropriate system of education. The author discusses the status and direction of its transformation. Its negative aspects: a departure from the fundamental knowledge, a General reduction in the quality and others are revealed. It is concluded that it must be changed in the direction to advance.

Key words: education, reindustrialization, technological way, the Bologna process, the competence approach.

 

Корректировка практической составляющей процесса обучения студентов вузов

с учетом требований рынка труда

М.М. Хохлова,  Е.В. Жижко, А.Н. Гончарова

В статье рассматриваются тенденции, характеризующие положение молодежи на рынке труда. Определяется роль практической подготовки студентов, которая способствует апробации теоретических знаний и умений на практике, формированию профессиональных и личностных качеств, установлению контактов с потенциальными работодателями, а также получению возможности зарекомендовать себя как будущего работника и конкуренто-способного специалиста. Рассматриваются некоторые инновационные формы организации практики студентов, в рамках которых происходит формирование знаний, умений, навыков, необходимых на рынке труда молодым специалистам, а также даются рекомендации по внедрению в процесс обучения практико-ориентированных учебных дисциплин, способствующих в дальнейшем успешному профессиональному становлению.

Ключевые слова: молодежь, рынок труда, занятость, практика, конкурентоспособность, работодатель, студенты.

 

Adjustment of the practical component of the learning process of university students to meet

the requirements of the labor market

M.M. Khohlova, Ye.V. Zhizhko, A.N. Goncharova

Annotation: In the article the tendencies characterizing the provision of youth on a labor market are considered. The role of practical training of students which promotes approbation of theoretical knowledge and abilities in practice, to formation of professional and personal qualities, establishment of contacts with potential employers, and also receiving opportunity to prove as future worker and the competitive expert is defined. Some innovative forms of the organization of practice of students within which there is a formation of knowledge, abilities, the skills necessary on a labor market for young specialists are considered, and recommendations about introduction in training process the practice-oriented subject matters promoting further successful professional formation are made.

Key words: youth, labor market, employment, practice, competitiveness, employer, students.

 

Культуротворческие основы воспитательной системы образовательного учреждения

М.И. Болотова, Р.В. Кузьменко

В статье обоснована актуальность культуротворческого воспитания в кадетском училище; определены методологическая основа культуротворческого воспитания и его результативно-целевые ориентиры, раскрыты организационные, педагогические и методические условия культуротворческого воспитания кадет.

Ключевые слова: культурологический подход к воспитанию, культуротворческое воспитание кадета, культуротворческая компетентность кадета.

 

Cultural and creative foundations of educative system of educational institutions

M.I. Bolotov, R.V. Kuzmenko

In article the relevance of cultural creativity of cadets is proved, the methodological basis of cultural creativity of cadets is defined, productive and target reference points, organizational, pedagogical and methodical conditions of cultural creativity of cadets are opened.

Key words: cultural approach, cultural creative education of cadets, cultural creative competence of cadets.

 

Концепция непрерывного образования в системе подготовки кадров  «Школа – Вуз – Предприятие»

Н.С. Данакин, В.В. Строкова, В.А. Васнева

В статье раскрыта система непрерывного образования «Школа – Вуз – Предприятие», нацеленная на подготовку квалифицированных кадров по направлению «Наноструктуры и нанотехнологии в области строительного материаловедения». Выделены и рассмотрены элементы системы, используемые в ней инновационные образовательные технологии.

Ключевые слова: образование, образовательные технологии, методы образования, непрерывная подготовка, междисциплинарная система, научно-образовательный процесс.

 

The concept of lifelong education in the system of training «School - University - Enterprise»

N.S. Danakin, V.V. Strokova, V.A. Vasneva

The article describes a system of continuous education «School - University - Enterprise» aimed at the training of skilled personnel in the direction of «Nanostructures and Nanotechnology in field of building materials.» Elements of the system used in her innovative educational technologies are highlighted and discussed.

Key words: education, educational technology, educational methods, ongoing training, interdisciplinary system, scientific and educational process.

 

Практика совершенствования стипендиального обеспечения обучающихся в образовательных организациях высшего профессионального образования Российской Федерации

И.В. Гусаров, Е.М. Зак, Э.С. Темнов

 В  статье представлены направления и содержание практики  стипендиального обеспечения обучающихся (студентов) в образовательных организациях высшего профессионального образования Российской Федерации. Проведено сравнение статистических показателей, сделаны выводы, рассмотрены основные нормативные регуляторы практики совершенствования стипендиального обеспечения, показано отношение студентов к этому процессу, и его прогнозируемые результаты. Материалы статьи могут  быть использованы руководителями образовательных организаций высшего профессионального образования,   представительными органами и советами обучающихся в целях стимулирования образовательной деятельности.

Ключевые слова: практика, совершенствование, стипендиальное обеспечение,  образовательные организации, высшее профессиональное образование, обучающиеся.

 

Practice of improvement fellowship ensuring of students in educational institutions

of higher education of the Russian Federation

I.V. Gusarov, Ye.M. Zak, E.S. Temnov

The article presents the directionы and content of practice of fellowship ensuring of trainees (students) in educational institutions of higher education of the Russian Federation. The comparison of statistics, conclusions, considered the main regulatory controls provide fellowship cultivation practice, showing students’ attitude to this process and its expected results.

The heads of educational institutions of higher education representative bodies and councils of students may use materials of the article in order to promote educational activities.

Key words: practice, cultivation, provide fellowship, educational organizations, higher education, students.

 

Использование игровых технологий в процессе обучения инженерной графике

для формирования графической компетенции студентов

Е.Б. Ерцкина

Рассматривается актуальная проблема формирования графической компетенции студента технического вуза как важной составляющей в профессиональной подготовке специалиста. Формирование графической компетенции осуществляется через учебный процесс в активных формах организации занятия; обучение приобретает деятельный характер, акцент делается на преподавание через практику, выстраивается индивидуальная учебная траектория с использованием игрового проектирования, способствуя формированию графической компетенции студентов. В статье сделан вывод о целесообразности внедрения в вузе игрового проектирования, использование которого позволяет студентам получить опыт профессиональной деятельности, побывать в конкретных производственных ситуациях.

Ключевые слова: компетентностный подход, инженерная графика, графическая компетенция, активные методы, игровые технологии.

 

Using gaming technology in the learning process for the formation of an engineering drawing graphic competence of students

Ye.B. Yertskina

An actual problem of the graphics competence’s development of a student is considered as an important component of his professional training at the technical University. Using the game design an individual educational trajectory which contributes to the creation of the students’ graphical competence is built. The article concludes the feasibility of implement of the game design in to the process of professional training at the technical University. The use of this approach allows students to get professional experience and to act the specific professional situations.

Key words: competence approach, engineering graphics, graphic competence, active methods, playing technologies.

 

Роль акмеологической составляющей в развитии креативности студентов

в процессе обучения иностранному языку

О.Н. Овсянникова

Акмеологическая составляющая обеспечивает свободу мысли, уверенность в своих силах, развитие широкого кругозора, в том числе технического, эрудиции и достижение высокого культурного уровня. Использование активных методов обучения позволяет обучающимся достичь «акме» и преодолевать трудности в работе.

Ключевые слова: акмеология, креативность, активные методы, метод проектов.

Role of acmeological component in the development of creativity of students

in learning a foreign language

O.N. Ovsyannikova

The acmeological component provides liberty ideas, self-reliance, the wide mental outlook, including technical one, erudition and helps to achieve a high standard of culture. The usage of active methods in teaching allows the students to achieve properly the progress «acme», and to overcome the difficulties in their work.

Key words: acmeology, creativity, active methods, project method.

 

Система педагогических условий, обеспечивающих формирование культуры отцовства студентов в условиях высшего учебного заведения технического профиля

С.И. Радченко

Статья посвящена ряду наиболее важных педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование культуры отцовства в техническом вузе. Представленные материалы могут быть полезны как для преподавателей, так и для представителей административно-управленческого аппарата технических вузов, заинтересованных в новых образовательно-воспитательных ориентирах и технологиях.

Ключевые слова: педагогические условия, технический вуз, учебно-воспитательный процесс.

System of pedagogical conditions for creating a culture of paternity of students

in higher educational institutions of technical profile

S.I. Radchenko

Article is devoted to some of the most important pedagogical conditions for paternity of a culture in a technical college. Submissions may be useful both for teachers and for representatives of administrative and managerial staff of technical universities, interested in new educational guidelines and educational technologies.

Key words: рedagogical conditions, technical college, the educational process.

 

Реализация целей воспитания в процессе высшего профессионального

социального образования студентов

И.Ю. Менщикова

В статье предлагается концептуально-теоретическое основание воспитания, цели которого реализуются в процессе высшего профессионального социального образования студентов – будущих специалистов по социальной работе. Цели воспитания студентов как воспитания ценностных основ их будущей профессиональной деятельности реализуются во взаимосвязанных и взаимообусловленных процессе воспитания и процессе обучения.

Ключевые слова: концепция, теория, цель, воспитание, функция, социальное образование, ценностные основы, профессиональная деятельность, студенты, высшая школа, социальная работа.

 

Realization of the upbringing aims at the students’ higher professional social education process

I.Y. Menshchikova

In the article the author offeres upbringing’s conceptional and theoretical base. The upbringing aims realize at the students’ – the future social work specialists’ – higher professional social education process. The students’ upbringing aims as upbringing of their future professional activity axiological bases realize at interconnected and interdepended on upbringing process and instruction process.

Key words: concept, theory, purpose, education, function, social education, value basis, professional activity, students, high school, social work.

 

Мотивационная сфера участников студенческого бизнес-инкубатора

М.В. Прохорова, О.Р. Чепьюк

Авторы статьи исследуют особенности мотивации и терминальные ценности студентов, проходящих подготовку к предпринимательской деятельности в бизнес-инкубаторе вуза. Исследование, в котором приняли участие 73 человека, проводилось на базе студенческого бизнес-инкубатора ННГУ им. Н.И. Лобачевского. На этапе сбора данных использовались ситуационное интервью и Опросник терминальных ценностей-2. Обработка данных проводилась с помощью методов описательной статистики, таблиц сопряжённости 2х2, непараметрического критерия Манн-Уитни, кластерного анализа. В результате исследования установлена готовность участников бизнес-инкубатора работать на разных этапах организационного развития, а также выявлены положительные и отрицательные мотивы трудовой деятельности студентов, ключевые терминальные ценности и преобладающие жизненные сферы.

Ключевые слова:  мотивационная сфера, внутренняя мотивация, внешняя мотивация, терминальные ценности, жизненные сферы, студенческий бизнес-инкубатор, предпринимательство, предпринимательская деятельность.

 

Motivational sphere of students’ business incubator participiants

M.V. Prokhorova, O.R. Chepyuk

The authors investigate motivational peculiarities and terminal values of the students who are trained to entrepreneurship in the business incubator of the university. The research was conducted in the students’ business incubator of Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, 73 people took part in it. At the data acquisition stage a situational interview and the enquiry of terminal values-2 were used. The data processing was carried out by means of descriptive statistics methods, cross-tables 2x2, non-parametric Mann-Whitney test, cluster analysis. The investigation results revealed the willingness of the business incubator participants to work on the different stages of organizational development, as well as positive and negative work students’ motives, key terminal values and preferable life spheres were found out.

Key words: motivational sphere, intrinsic motivation, extrinsic motivation, terminal values, life spheres, students’ business incubator, entrepreneurship, business activity.

 

Формирование внутренней картины здоровья сирот юношеского возраста

С.В. Изусина

Содержание статьи  посвящено феномену внутренняя картина здоровья. Дан анализ современных отечественных и зарубежных научных исследований и подходов к пониманию проблем здоровья, внутренней картины здоровья, ее содержанию. В статье  отражена точка зрения автора к определению и содержанию понятия внутренняя картина здоровья, сформулированы основные характеристики данного понятия, определены факторы формирования внутренней картины здоровья. В то же время основное содержание статьи отражает актуальную на сегодняшний день проблему  здоровья сирот. Автор дает обобщенную характеристику проблем здоровья сирот. Представлены результаты исследования особенностей внутренней картины здоровья сирот юношеского возраста и уровня ее сформированнности, направления работы с сиротами в условиях среднего профессионального образования, методы и технологии по формированию позитивной и целостной внутренней картины здоровья.

Ключевые слова: внутренняя картина здоровья, факторы формирования, особенности здоровья сирот, студенты-сироты, формирование здорового образа  жизни, методы, подходы, технологии.

 

Formation of the internal picture of health in adolescence orphans

S.V. Izusina

Content of the article is devoted to the phenomenon of internal picture of health. The analysis of modern domestic and foreign research and approaches to the understanding of health problems, internal picture of health, its content. The article reflects the view of the author to determine the content and concepts of the internal picture of health, formulated the basic characteristics of this concept, the factors forming the inner picture of health. At the same time, the main content of the article reflects the current date of orphan“ health problem. The author gives a generalized characterization of the health problems of orphans. The results of studies of the internal picture of the health of orphans youthful age and its maturity directions for our work with orphans in terms of secondary vocational education, methods and technologies to create a positive and holistic internal picture of health.

 Key words: internal picture of health, formation factors, especially the health of orphans, orphans, students, promotion of healthy lifestyles, methods, approaches, technologies. 

 

Динамика социального положения детей-мигрантов в процессе школьной адаптации

(на примере младших школьников)

В.А. Маликова, Л.Н. Зимакова

В статье дается анализ исследований социального положения детей-мигрантов в школе на этапе начального обучения. Представлены результаты эксперимента по реализации программы психолого-педагогического сопровождения школьной адаптации детей-мигрантов. Выявлены и подтверждены статистически значимые различия в контрольной и экспериментальной группах.

Ключевые слова: адаптация детей-мигрантов, социометрический статус, социальное положение, социальное развитие, младший школьник, адаптированность.

Dynamics of social status of migrant children in the school adaptation

(for example, younger students)

V.A. Malikov, L.N. Zimakova

The article analyzes studies of social status of migrant children in primary school education. Experimental results are presented on the implementation of the program of psycho-pedagogical support of school adaptation of migrant children. Identified and confirmed statistically significant differences in the control and experimental groups.

Key words: adaptation of migrant children, sociometric status, social status, social development, junior high school student, adaptability.

 

Прогнозирование деятельности образовательного учреждения по профилактике

аддиктивного поведения школьников

Т.А. Султанова

В статье выявлены субъекты, объект, предмет и этапы прогнозирования деятельности образовательного учреждения по профилактике аддиктивного поведения школьников. Раскрыты особенности и содержательная характеристика этапов прогнозирования деятельности образовательного учреждения по профилактике аддиктивного поведения школьников.

Ключевые слова: аддиктивное поведение, аддикция, прогнозирование, профилактическая деятельность, предупреждение аддиктивной активности.

 

Forecasting activities of an educational institution for the prevention of addictive behavior schoolchildren

T.A. Sultanova

The article describes the subjects, object, subject and stages of forecasting the activity of the educational institution for the prevention of addictive behavior among pupils. Disclosed the content description predictions of an educational establishment for the prevention of addictive behavior among pupils.

Key words: addictive behavior, addiction, forecasting, prevention activity, early warning addictive activity.

 

Организационные условия внедрения технологии подкастинга в образовательной организации

А.А. Володин

В статье на основе междисциплинарного подхода проведен анализ понятия «организационные условия». Данное понятие раскрывается через понятийную систему: организация и условие. Разработана и предложена модель организационных условий внедрения технологии подкастинга в образовательной организации.

Ключевые слова: условие, организация, модель организационных условий внедрения технологии подкастинга.

 

Institutional conditions for the implementation of podcasting technology in educational organization

A.A. Volodin

The article, based on a multidisciplinary approach analyzes the concept of «organizational conditions.» This concept is revealed through the conceptual system: organization and condition. Developed and proposed a model of organizational conditions podcasting technology implementation in the educational organization.

Key words: condition, the organization model organizational conditions podcasting technology implementation.

 

С позиций концепции философии образования: «дилемма Ушинского»

Я.С. Турбовской

Признание необходимости выделения познавательной предназначенности искусства в соотнесении с педагогикой создаёт предпосылки для наполнения «дилеммы Ушинского» принципиально новым, но потенциально наличествующим и не сводимым к «искусности» и «мастерству»  смыслом. И суть его именно в том, что педагогика – и искусство, и наука. И дело здесь в той принципиально новой содержательно-смысловой значимости, которая из этого признания вытекает. Поэтому методологически несостоятельная политика управления образованием, обусловливаемая отрицанием сущностных особенностей проектно созданных вариативных моделей, обрекает на провал и недопустимо низкую эффективность предпринимаемые реформаторские и модернизационные усилия.

Ключевые слова: К.Д. Ушинский, образование, педагогика, искусство, наука, политика управления образованием.

 

From the standpoint of the concept of educational philosophy: «dilemma of Ushinsky»

Ya.S. Turbovskoy

Recognition of the need to allocate cognitive purpose of art by reference to the pedagogy creates prerequisites for filling «dilemma of Ushinsky» fundamentally new – but is there not potentially reducible to «mastery» and «mastery» - meaning. And the gist of it is that pedagogy – an art and a science. In addition, the point here is that a fundamentally new content-semantic significance of this recognition that follows.Therefore, methodologically unsound management policy formation causes a denial of the essential features of the design created variable models, doomed to failure and unacceptable low efficiency undertaken reform and modernization efforts.

Key words: K.D. Ushinsky, education, education, art, science, politics of education management.

 

Реформы системы образования Итальянской Республики

в контексте социально-устойчивого развития

А.Н. Акутина, С.П. Акутина

Данная работа направлена на изучение современных вопросов образовательной системы Итальянской Республики, страны с самым богатым философским, историческим и научным наследием. Многие механизмы образовательной системы Италии затронуты недавними реформами. В синтетической форме  проанализированы образовательные реформы 2004 и 2007 годов с их последующей интеграцией в 2009 году. Без сомнения, последние реформы носят позитивный характер; оценка и контроль за результатом каждой реформы и их подробное влияние на общество Италии, члена Европейского союза, являются непреклонными из-за отсутствия четко сформулированных образовательных стандартов и единой системы контроля, установленных Министерством образования и науки.

Ключевые слова: система образования Италии, реформы, социальная педагогика,  морально-этические ценности.

 

Educational reform of the Italian Republic in the context of social and sustainable development

A.N. Akutina, S.P. Akutina

This paper addresses the modern problems of the educational system in the Italian Republic, the country with the most valuable heritage in philosophy, history, sciences. Most processes of the educational system in Italy are effected by recent reforms. We evaluate it in brief at evidence of two contradictory reforms 2004 and 2007 with the further complementary integration of 2009. Even if the continuous reforming is undoubtedly positive,  the evaluation and the control of each single reform and its minute influence on the  societies in Italy, as a European member, is unbending due to the absence of clearly focalized educational standards and unique controls imposed by the Ministry of Education and Research .

Key words: educational system Italia, cooperative learning, reforms, social pedagogy, moral ethical values.

 

Превентивная педагогика как инструмент предупреждения

аддиктивного поведения

В.В. Кузнецов, А.Р. Моршинин

Авторы изучают вопросы педагогизации юридического образования. В статье рассматривается один из инструментов предупреждения аддиктивного поведения студентов на примере профессионального обучения в высшей школе. В работе В.В. Кузнецова, А.Р. Моршинина раскрывается сущность понятия «превентивная педагогика» на основе апофатического способа познания, определяются ее объект, цели, задачи, методы и приемы.

Ключевые слова: содержание, цели, задачи и методы превентивной педагогики, педагогическая профилактика, аддитивное поведение.

 

Preventive pedagogy as a tool of prevention of addictive behavior

V.V. Kuznetsov, A.R. Morshinin

The authors investigate questions of the introduction of pedagogy in the legal education. The article considers one of the instruments for prevention additive behavior of students on the example of professional study in the higher school. The research of V.V. Kuznetsov, A.R. Morshinin reveals the essence of the term of «preventive pedagogy» based on the method of apophatic cognition and determines its object, purpose, tasks, methods and techniques.

Key words: content, purposes, tasks and methods of preventive pedagogy, pedagogical prevention, additive behavior.

 

Теоретико-правовые подходы к понятию «ювенальная юстиция»

М.Е. Михайлова

В статье анализируются понятие ювенальной юстиции, его базовые положения и принципы. Рассматриваются основные теоретико-правовые подходы различных ученых к понятию ювенальной юстиции. Автор приходит к выводу, что ювенальная юстиция – это совокупность государственных органов и общественных организаций, которые так или иначе связаны с несовершеннолетними, находящимися в сложной жизненной ситуации, основанная на системе взаимосвязи и взаимодействия.    

Ключевые слова: понятие детства, система правосудия для несовершеннолетних, ювенальное правосудие, ювенальный суд, принципы ювенальной юстиции, структура ювенальной уголовной юстиции.

 

Theoretical and legal approaches to the notion of the «juvenile justice»

M.E. Mikhaylova

The article analyzes the concept of juvenile justice, its basic provisions and principles. Considered are the main theoretical-legal approaches of various scientists in the concept of juvenile justice. The author comes to the conclusion that the juvenile justice system is a complex of state bodies and public organizations, which, somehow or other connected with minors, being in a difficult vital situation, based on a system of interaction and correlation.

Key words: the concept of childhood, the system of juvenile justice, children and adolescents the court, the principles of juvenile justice, the structure of the juvenile criminal justice system.

 

Исследование структуры и динамики потребностей работодателей

в компетенциях выпускников высшей школы

А.А. Свирина, О.М. Суслова

В статье анализируются результаты опроса региональных работодателей о качестве подготовки выпускников, на основе результатов которого определена приоритетная потребность работодателей в разрезе компетенций выпускников. С использованием инструментов статистической обработки данных сформирована модель компетенций выпускника в динамике, с учетом ключевых и модерирующих компетенций.

Ключевые слова:  компетенции выпускников, потребности работодателей, структура потребностей, востребованность выпускников, рынок труда.

 

Investigation of the structure and dynamics of the needs of employers

in the competencies of graduates

A.A. Svirina, O.M. Suslova

The paper analyzes the results of the survey, within which regional employers’ estimated the quality of university graduates’ knowledge and skills, which allowed to define priority structure of competences for university graduates seeking employment. Based on statistical processing of the data a model of university graduates’ competences is developed in a form of integrated key and moderating competences.

Key words: university graduates’ competences, employers’ needs, structure of needs, demand for university graduates, labour market.

 

Ценности семейного воспитания в России во второй половине XIX – начале XX века:

к проблеме преемственно-модификационного развития

Л.О. Володина

В статье ставится проблема историко-культурного развития ценностей семейного воспитания в аспекте соотношения традиций и новаций. Показывается, что в модернизационный период Российского государства, повлекший за собой трудности семейного воспитания, формирование новых ценностей имеет характер позитивной направленности. Делается вывод о роли заглавных духовных ценностей семейного воспитания в данном процессе с последующим обоснованием закономерности развития системы ценностей воспитания в русской семье.

Ключевые слова: система духовно-нравственных ценностей воспитания в русской семье, заглавные духовные ценности воспитания в русской семье.

 

Values of family education in Russia in the second half of XIX– early XX century:

the problem of succession, the modification of development

L.O. Volodina

The article deals with the problem of historical and cultural development of family upbringing values in the aspect of relations between traditions and innovations. It suggests that during the modernization period in Russia followed by certain difficulties in family upbringing, the formation of new values seems to have positive orientation. In conclusion, the article focuses on the role of major spiritual values of family upbringing in this process and it justifies the mechanisms of developing the system of upbringing values in Russian families.

Key words: system of spiritual and moral upbringing values in Russian families, major spiritual values of upbringing children in Russian families.

 

Многообразие функций и форм социально-культурной рефлексии

у молодежи в учреждениях культуры

Е.А. Топольская

В статье рассматривается многообразие функций и форм социально-культурной рефлексии у молодежи в учреждениях культуры. Автор рассматривает рефлексию как процесс самоидентификации субъекта педагогического взаимодействия со сложившейся педагогической ситуацией, с тем, что составляет педагогическую ситуацию: учащимися, педагогом, условиями развития участников педагогического процесса, средой, содержанием, педагогическими технологиями.

Ключевые слова: многообразие, функции и формы, социально-культурная рефлексия, молодежь.

 

Variety of functions and forms of socio-cultural reflection

of youth in cultural institutions

Ye.A. Topolskaya

This article discusses the variety of functions and forms of socio-cultural reflection of youth in cultural institutions. The author considers the reflection as a process of self-identification of the subject of pedagogical interaction with the current educational situation, that situation is teaching: students, teachers, members of development conditions of the pedagogical process, environment, content, teaching technologies.

Key words: diversity, function and form, socio- cultural reflection, youth.

 

Межкультурное взаимодействие студенческой молодежи как педагогическое

и социально-культурное явление

Л.Е. Судоргина

В данной статье представлены некоторые результаты исследования особенностей межкультурного взаимодействия студенческой молодежи и использования представленного материала в формировании межкультурной коммуникации. 

Ключевые слова: культура, образовательная среда, межкультурное взаимодействие, межкультурная грамотность.

 

Intercultural interaction of students as a pedagogical

and socio-cultural phenomenon

L.Ye. Sudorogina

The results of the analysis of the peculiarities of cross-cultural intercommunication are presented in the article. This work can be applied in universities for students to learn another culture.

Key words: culture, education environment, cross-cultural intercommunication, cross-cultural literacy.

 

О роли реалистических театральных традиций в процессе профессиональной подготовки студентов актерской специальности

Н.Н. Калашникова, Мохаммед  Али  Худаир Мохаммед

Предметом исследования в статье являются наследие и культурные традиции российской театральной школы как основы для профессиональной подготовки студентов актерских специальностей. Анализ произведен на основе различных теоретических и практических систем и методов сценического искусства. Цель исследования состоит в определении роли и места театральных идей и открытий прошлых поколений и их использовании в современном образовательном процессе подготовки будущего актера.

Ключевые слова: культурные традиции, сценическая игра, театральное зрелище, реалистическое направление.

 

On the role of realistic theatrical traditions during

the training students of acting specialties

N.N. Kalashnikova, Mohammed Ali Mohammed Hudair

The article deals with the study of the heritage and cultural traditions of the Russian theater school as a basis for training students of acting specialties. The analysis is performed on the basis of various theoretical and practical methods and systems of performing arts. The purpose of the study is to determine the role and place of theatrical ideas and discoveries of past generations and their use in the modern educational process of training the future actor.

Key words: cultural traditions, stage play, theatrical spectacle, realistic direction.

 

Роль Т.Н. Хренникова в развитии музыкальной культуры и музыкального образования г. Ельца

 О.В. Тулинова

В статье рассматривается вопрос о развитии музыкальной культуры и музыкального образования г. Ельца, о роли Т.Н. Хренникова в этом процессе, который был убежден, что музыкальное образование и музыкальная культура малых городов всегда были частью духовного наследия России.

Ключевые слова: Елец, Т.Н. Хренников, музыкальная культура, система музыкального образования малого города.

 

Role of T.N. Khrennikov in the development of musical culture

and musical education in Elets

O.V. Tulinova

The author of the article considers the problem of development of musical culture and musical education in Elets and the role of T.N.Khrennikov in this process. Well-known composer was sure that musical culture and musical education in provincial towns always appear as a part of spiritual legacy of Russia.

Key words: Elets, T.N. Khrennikov, musical culture, system musical education in little town.

 

Проблемы  нравоописания в произведениях М. Горького

и их интерпретация в арабской литературе

(на примере  произведений «Фома Гордеев»  и «Дело Артамоновых»)

Аль-Масуд Мохаммед Кадим Хассун

В статье рассмотрено воздействие романов М. Горького на арабских писателей, описывающих нравы простых людей и среднего класса, в частности на М. Нуайме и Н. Махфуза. Подчеркивается значение «присутствия» русского классика в Ираке, Ливане и  Египте, где его переводили наиболее полно и часто. Горьковские произведения «Фома Гордеев», «Дело Артамоновых», «На дне»  рассмотрены как пример честного разговора о социальной несправедливости и борьбе за человеческое достоинство.

Ключевые слова: проза М. Горького, нравоописание, арабская литературная традиция, М. Нуайме, физиологический очерк, семейная хроника, бытовой реализм.

 

Problems of character-description in the works of M. Gorky

and their interpretation in Arabic literature

(for example, works of «Foma Gordeev» and «The Case of the Artamonovs»)

Al-Masud Makhammed Khassun

The article deals with M. Gorky’s influence on arab writers describing life and customs of common folk and middle class, particularly M. Nuaime and  N. Makhfus. The importance of Gorky’s “presence” in Iraq, Lebanon and Egypt is stressed, the role of translators is shown. The works “Foma Gordeev”, “The Case of the Artamonovs”, “At the bottom” are viewed as examples of honest talk about social injustice and struggle for human dignity.

Key words: Gorky’s prose, customary life narration, Arab literary tradition, M. Nuaime, physiological essay, family chronicle, commonplace realism.

 

Использование труда военнопленных на предприятиях

Тюменской области в 1943–1955 гг.

В.П. Южаков

В статье характеризуется положение военнопленных в Тюменской области во время Второй мировой войны, условия содержания пленных, медицинское обслуживание, питание. Для этого используются документы и нормативные акты Главного управления по делам военнопленных и интернированных НКВД СССР.

Ключевые слова: лагерь для военнопленных, Тюменская область, пенитенциарная система.

 

Employment of prisoners of war at the enterprises

of the Tyumen region in 1943–1955 gg.

V.P. Yuzhakov

The article is characterized by a situation of prisoners of war in the Tyumen region during the second world war, the conditions of prisoners, medical care, food. The use of documents and regulations of the Directorate-General for prisoners of war and civilian internees under NKVD USSR.

Key words: camp for prisoners of war, Tyumen region, the penitentiary system.

 

Запад и Восток в поэзии И.А. Бунина

Т.М. Двинятина

Цель статьи – конкретизировать некоторые аспекты интереса И. А. Бунина к западным странам и восточным культурам, связать новый этап творчества со сложившейся в ранние годы поэтической системой, найти те черты, которые отличали Бунина на фоне его поэтов-современников, среди которых он был далеко не одинок в своем стремлении к постижению экзотических для русского читателя пространств и времен. В статье прослеживается история многочисленных путешествий Бунина (в Европу, на Ближний Восток и на Цейлон), как эти путешествия отражались в поэтическом творчестве Бунина и какие фигуры европейской и восточной культур (А. Бёклин, Саади) оказались наиболее значимыми для его художественного самосознания.

Ключевые слова: поэзия, И.А. Бунин (1870–1953), Европа, Арнольд Бёклин, Ближний Восток, Саади, Цейлон, поэтика, онтология, экзотика, полицентризм.

 

West and East in the poetry of I.A. Bunin

T.M. Dvinyatina

The object of the article is to specificate certain aspects of the savor of Bunin to western countries and eastern cultures, to associate new stage of oeuvre with the formed in early ages poetic system, to find the features, bringing out Bunin against the coeval poets, among whom he was not the only one striving to comprehend exotic for Russian reader times and places. The article observes the record of numerous trips of Bunin (to Europe, to the Middle East and Ceylon), The way these trips were reflected in poetic oeuvre of Bunin and what characters of European and Eastern Culture (A. Becklin, Saadi) appeared to be mostly significant for his artistic identity.

Key words: poetry, I.A. Bunin (1870-1953), Europe, Arnold Bцcklin, Middle East, Saadi, Ceylon, poetics, ontology, exoticism, polycentrism.

 

 

©Образование и общество 2001-2015
Письмо WEB-мастеру