Образование и общество
Главная страница
Редакционный совет
Страница главного редактора
Ведущие рубрик
Библиотека
Подписаться на журнал
Информация для авторов
Служба образовательной информации
Кинозал
Пишите нам
Гостевая книга

№ 2 2015
 

Рейтинговая оценка профессиональной деятельности преподавателей вуза:

генезис и основные проблемы проектирования

А.И. Уман, М.И. Рабинович, Е.Ю. Степанова

В статье рассматривается спектр вопросов, касающихся рейтинговой оценки профессиональной деятельности преподавателей вуза. Наряду с эволюций методов оценки и места рейтинговой оценки во внутривузовской системе управления качествjv образования обсуждается ряд ключевых проблем проектирования рейтинговой системы.

Особое внимание уделено обоснованию необходимости верификации математического аппарата, применяемого для расчета рейтингов, и намечены пути реализации данного положения.

Ключевые слова: высшее образовательное учреждение, оценка профессиональной деятельности преподавателя, рейтинговая система, верификация методики расчета рейтингов, проблемы внедрения системы.

 

Rating estimation of professional work of teachers of high school:

the genesis and major design problems

A.I. Uman, M.I. Rabinovich, E.Yu. Stepanova

The article considers the range of issues related to rating evaluation of high school teachers’ professional activities.  Along with the evolution of assessment methods and the place of rating evaluation in the university system of quality management of education, key problems of designing a rating system are discussed.

Particular attention is given to justifying the need for verification of the mathematical apparatus used to calculate the ratings, and the ways of implementation of this provision are outlined.

Key words: higher educational institution, evaluation of teacher’s professional activity, rating system, verification of rating calculation procedures, system implementation issues.

 

Духовно-нравственное воспитание в формировании личности студентов

Т.В. Яровова

В статье акцентируется внимание на важности духовно-нравственного становления будущего специалиста высшей квалификации и предпринята попытка раскрыть его организационные начала и содержание на примере Одинцовского гуманитарного университета.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание студентов, формы и направления воспитательной работы, компетентностный подход, система творческих дел и мероприятий.

 

Spiritual and moral education in formation of the identity of students

T. V. Yarovova

In article the attention is focused on importance of spiritual and moral formation of future expert of the top skills and an attempt is made to open its organizational and the contents on the example of Odintsovo Humanities University is given.

Key words: spiritual and moral education of students, forms and directions of educational work, competence-based approach, system of creative affairs and actions.

 

Рецепция идей И.Г. Песталоцци в советской педагогике в период ее становления (1917–1920 гг.)

Д.А. Дегтярев

В данной статье рассматриваются педагогические идеи швейцарского педагога И.Г. Песталоцци, которые не только оказали влияние на советскую педагогику в период ее становления в 1917–1920 гг., но и получили свое дальнейшее развитие. Особое внимание автор уделяет таким идеям, как соединение обучения с производительным трудом, концентрация учебного материала вокруг трудовой деятельности, воспитаниt детей через коллектив и т.д. В статье проанализированы концепции советских педагогов Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, А.А. Фортунатова, Н.Ф. Познанского относительно педагогических взглядов И.Г. Песталоцци, дана их сравнительная характеристика. Автор приходит к выводу, что воспринятые советскими педагогами идеи И.Г. Песталоцци актуальны и в современной российской педагогической науке.

Ключевые слова: трудовое обучение, трудовая школа, трудовая педагогика, политехническое образование, производительный труд, воспитание коллектива.

 

Reception of the ideas of J.H. Pestalozzi in the soviet pedagogy

in the period of its formation in (1917–1920)

D.A. Degtyarev

This article gives a review of the pedagogical ideas of the Swiss teacher J.H. Pestalozzi, which not only had an impact on the Soviet pedagogy during its formation in 1917–1920, but also received their further development. The author pays particular attention to such ideas as the idea of combining education with productive labor, the concentration of educational material about employment, the education of children through the team, etc. The article analyzes the concept of the Soviet educators N.K. Krupskaya, A.S. Makarenko, A.A. Fortunatov and N.F. Poznansky with respect to pedagogical views of J.H. Pestalozzi, gives their comparative characteristics. The author concludes that the ideas of J.H. Pestalozzi perceived by Soviet educators are important today for modern Russian pedagogical science.

Key words: labor training, labor school, labor pedagogy, polytechnic teaching, productive labor, education of the team.

 

Обучение школьников иноязычному письму как форме общения

Н.В. Самарина

Тесная связь между письмом и говорением проявляется в близости моделей порождения, именно поэтому письмо и говорение являются наиболее взаимосвязанными и взаимозависимыми видами речевой деятельности при обучении иностранному языку. Отличие состоит лишь в том, что говорение отличается большей степенью автоматизации. В реальной жизни письменные высказывания адресованы конкретному адресату, однако при обучении иностранным языкам этот процесс зачастую становится исскуственным. Учащиеся пишут не с целью передачи информации заинтересованному лицу, а с целью получения отметки, что приводит к потере коммуникативной функции высказываний. В данной статье рассмотрены приемы решения проблемы через организацию письменного общения учителя и ученика, а также учеников между собой.

Ключевые слова: иноязычная письменная речь, говорение, общение, переписка, Интернет.

 

Teaching pupils foreign writing as a form of communication

N.V. Samarina

A close connection between writing and speaking skills can be seen in similar models of production. That is why speaking and writing are the most interrelated and interdependent skills in foreign language teaching. Speaking differs from writing only by a greater automation level. In a real life all writing expressions are made for a special addressee, but in class this process often becomes artificial. Pupils write not to transmit the information to an interested person, but in order to get a good grade. This situation causes a loss of writing communicative function. This article presents the way of solving problem by corresponding between pupils and a teacher.

Key words: writing skills, speaking, communication, correspondence, the Internet.

 

Компетентностно-ориентированное билингвальное обучение

бакалавров международных отношений

Г.А. Кручинина, Л.А. Петрукович

Рассматривается проблема формирования билингвальной коммуникативной компетенции будущих бакалавров направления подготовки «Международные отношения» как составной части их профессиональной компетентности в условиях информатизации высшего профессионального образования. Описываются взаимосвязь между содержанием обучения дисциплинам профессионального цикла и иностранным языкам; используемые средства информационных и коммуникационных технологий; представлены результаты экспериментальных исследований по формированию билингвальной коммуникативной компетенции будущих бакалавров направления подготовки «Международные отношения» с использованием средств информационных и коммуникационных технологий в новых условиях учебно-познавательной деятельности.

Ключевые слова: компетентностный подход, билингвальная компетенция, средства информационных и коммуникационных технологий, иноязычная коммуникативная компетенция.

 

Competence-oriented bilingual education of International Relations Bachelors

G.A. Kruchinina, L.A. Petrukovich

The problem of forming bilingual communicative competence of the future bachelors of international relations as part of their professional competence in the conditions of informatization of higher education is described. The article highlights the relationship between the content of teaching disciplines of the professional cycle and foreign languages; means of information and communication technologies; the results of experimental studies on the formation of bilingual communicative competence of the future bachelors of international relations with the use of information and communication technologies in the new learning and cognitive activity.

Ke ywords: competence approach, bilingual competence, means of information and communication technologies, foreign language communicative competence.

 

Российские и европейские технологии воспитания культуры здоровья школьников: сущность и ограничения применения

Н.С. Гаркуша

В статье рассматривается сущность некоторых российских и европейских технологий воспитания культуры здоровья школьников.  Выявляются ограничения применения данных технологий в современном образовательном процессе российских школ. Раскрывается содержание мировоззренческих, социокультурных, правовых, экономических, критериальных, технологических детерминант воспитания культуры здоровья школьников.

Ключевые слова: технология, воспитание культуры здоровья школьников, детерминанты.

 

Russian and European technologies of schoolchildren’s health culture education:

the matter and application restrictions

N.S. Garkusha

The paper considers the matter of some Russian and European technologies of schoolchildren’s health culture education. Application restrictions of the technologies in Russian schooling educational process are revealed. The content of technological determinants in schoolchildren’s health culture education such as world outlook, sociocultural, juridical, economic and criterial is found out.

Keywords: technology, schoolchildren’s health culture education, determinants.

 

Анализ уровня двигательной активности разных возрастных категорий учащихся

Л.М. Киэлевяйнен, Е.С. Галашова

В статье приведен анализ ситуации, связанной с объемом двигательной активности школьников и студентов Республики Карелия. Предложены рекомендации по организации физкультурно-спортивной деятельности в различных формах в образовательных учреждениях.

Ключевые слова: физическая культура, двигательная  активность, физическое воспитание, образовательные учреждения, здоровый образ жизни, физкультурно-спортивная деятельность.

 

Analysis of the level of motional activity of different age groups of students

L.M. Kielevyaynen, E.S. Galashova

The article gives the analysis of the situation related to physical activity of pupils and students of the republic of Karelia. It provides recommendations on the organization of sports activity in various forms in educational institutions.

Key words: physical culture, locomotor activity, physical education, educational institutions, healthy lifestyle, sports activity.

 

Реализация «облачных технологий» в образовательной деятельности

В.М. Яворский, В.Д. Мещеряков

Цель исследования – раскрыть возможности реализации «облачных технологий» в образовательной деятельности. Нами изучаются возможности информационных технологий в целях обеспечения взаимодействия преподавателя и студентов при внедрении облачных технологий. В статье сформирован комплексный подход к использованию элементов «облачных технологий» в дистанционном обучении. Проанализированы основные направления развития Интернет-технологий. Обосновано применение синхронизации данных в обработке учебной информации. Доказана эффективность применяемых авторами интернет-технологий. Сделаны выводы о дальнейшей реализации разработанных информационных продуктов в преподавании различных дисциплин. В заключении, обозначены перспективы дальнейшего исследования.

Ключевые слова: информационные технологии, облачные технологии, образовательный процесс, электронные учебные пособия, облачные сервисы, облачные вычисления, деятельностный подход, установочные файлы, глобализация.

 

Implementation of “cloud technologies” in educational processes

V.M. Yavorskiy, V.D.Mesherakov

The goal of the research is to study and reveal the possibilities of “cloud technologies” realization in educational process. We are studying possibilities of information technologies in order to provide the interaction between a lecturer and a student implementing cloud technologies. The specific of «cloud» technologies and their implementation is discussed in the article. In the article we disclose the integrated approach to the use of elements of cloud technologies in distance learning. We analyze the main directions of the Internet technologies development. In the article we explain the application of data synchronization in the processing of educational information. The authors prove the efficiency of the described Internet technologies. We made the conclusions about further implementation of the developed informational products in the teaching of different courses, and finally, we identify the prospects of the study.

Key words: information technologies, cloud technologies, educational process, electronic educational material, cloud services, cloud computing, activity-oriented approach, installation files, globalization.

 

Духовно-нравственные ориентиры интернет-модернизации

высшего архитектурно-художественного образования

И.Л. Левин, Н.В. Клочкова

В статье обоснована необходимость, описаны принципы и возможности интернет-модернизации высшего архитектурно-художественного образования с ориентацией на духовно-нравственное развитие личности студентов в системе их интерактивного общения и взаимодействия с преподавателем. В тексте статьи раскрывается понятие «интернет-модернизация образования», дается анализ результатов педагогического эксперимента по обучению художественным дисциплинам студентов архитектурно-строительного вуза в процессе дополнения аудиторной формы учебной деятельности дистанционным обучением с использованием интернет-ресурса социальной сети «ВКонтакте».

Ключевые слова: интернет-модернизация, духовность, нравственность, высшее архитектурно-художественное образование, интернет-образование, интернет-ресурс, социальные сети.

 

The moral and ethical directions of the Internet-modernization

in the high architectural and art education

I.L. Levin, N.V. Klochkova

This topic represents the necessity and opportunities of the Internet-modernization in the high architectural and art education, head for spiritual and moral development of the individual students in their interactive communication and interaction with the teacher. The article reveals the concept of the “network-upgrading of high education”, it approves the results of the analysis of the pedagogical experiment of teaching artistic disciplines of the University of Architecture and Civil Engineering as an addition to lectures in the form of distance learning using the Internet resource of social network «VKontakte».

Key words: Internet- modernization, spirituality, morality, higher architectural and artistic education, online education, online resource and social network.

 

Правовое воспитание как средство совершенствования правовой культуры молодежи

Е.Ю. Элькин

Должная правовая социализация и в особенности правовое воспитание являются важными инструментами формирования личности законопослушного и образованного гражданина правового государства. В данной статье автор пытается определить, как правовое воспитание влияет на развитие правовой культуры современной российской молодежи и какие меры по его совершенствованию могут быть предприняты.

Ключевые слова: молодежь, правовая культура, социализация, воспитание, пропаганда, молодежная политика.

 

Legal education as a means of improving the legal culture of youth

E.Yu. Elkin

Proper legal socialization and especially legal education are important tools of personality development of law-abiding and educated citizen of legal state. In this article, the author tries to determine how legal education affects the development of legal culture of modern Russian youth and what measures for its improvement, which can be undertaken, are.

Key words: youth, legal culture, socialization, education, propaganda, youth policy.

 

Сохранение народной праздничной культуры: историко-педагогический аспект

В.В. Белозерова, Е.И. Иванушкин

В статье отражены причины недостаточного использования традиций народной празднично-обрядовой культуры в воспитании молодежи, обосновывается своевременное и регулярное обеспечение специалистов разносторонней информацией об историко-культурном прошлом региона. Ключевыми условиями дальнейшего развития духовных ценностей становятся формирование этнокультурной компетентности, непрерывное последипломное образование и повышение квалификации.

Ключевые слова: народные праздники, местные традиции, воспитание, последипломное образование, этнокультурная компетентность, повышение квалификации, исторический опыт, монография.

 

Preservation of national festive culture: historian the pedagogical aspects

V.V. Belozerova, E.I. Ivanushkin

The article reflects a certain reasons of insufficient use of national festive culture in the upbringing process. Modern and regular ways of providing specialists with a various information about cultural area of a region are grounded.  The key condition for the further development of spiritual values becomes the formation of ethno-cultural competence, continuous post-graduate education and training.

Key words: national festive, local traditions, upbringing of youth, postgraduate education, advanced training, historical experience, monograph.

 

Литературные музеи как объект изучения в вузах культуры

Н.В. Ветрова

В статье определены аспекты изучения литературных музеев в подготовке специалистов разных направлений. Даются общие представления о литературных музеях России как профильной группе, о составе их фондовых коллекций. Рассматриваются этапы формирования сети литературных музеев.

Ключевые слова: высшее образование, литературный музей, документные фонды, виды литературных музеев.

 

Literary museums as an object of studying in high schools of culture

N.V. Vetrova

The article identifies the aspects of the study of literary museums in the preparation of specialists in different areas. The general idea of literary museums of Russia as a profile group, the composition of the fund collections is given. The stages of forming a network of literary museums are reviewed.

Key words: higher education, literary museum, bond funds, types of literary museums.

 

Интервизия в условиях гуманитаризации постдипломного образования

педагогов-психологов (экспертов)

А.В. Моложавенко

Рассматриваются процесс и результаты сравнительного эксперимента с педагогами-психологами системы постдипломного образования в условиях гуманитарно-целостного подхода, прошедшими профессиональную подготовку от консультантов до экспертов. Представлено описание эксперимента в соответствии с концептуальной моделью результата, принципа и механизма, реализуемого на четвертой стадии профессиональной подготовки с использованием сопровождающих средств интервизии.

Ключевые слова: гуманитаризация, психологическая культура, концептуальная модель подготовки, интервизия, эксперты, профессиональное сообщество, сопровождающая функция помощи.

 

Intervision in conditions of Postgraduate Education of Educational Psychologists (experts) humanization

A.V. Molozhavenko

We consider the process and results of a comparative experiment with educational psychologists system of postgraduate education in Humanities and holistic approach, having received training from consultants to experts. The description of the experiment in accordance to the result of the conceptual model, principles and mechanisms implemented in the fourth stage of training with accompanying tools intervision.

Key words: liberalization, psychological culture, the conceptual model of training, intervision, experts and professional community, accompanying the help function.

 

Изучение понятия одаренности в рамках психолого-педагогического знания

Н.В. Курасов, И.А. Ледовских, Н. А. Ручкова

В статье рассматриваются основополагающие исследования явления одаренности в рамках психологической дисциплины отечественных и зарубежных специалистов. В данном теоретическом исследовании представлено не только многообразие ключевых понятий одаренности, но и современные способы ее диагностики. Основная мысль статьи заключается в следующем проблемном утверждении: биологическое понимание способностей человека, в рамках которого одарённость определяется как индивидуальное внутреннее свойство мозга человека, с одной стороны, не противоречит основным задачам современной педагогики, с другой стороны, требует серьезного комплексного подхода к выявлению одаренности, изначально исключающего все современные психологические способы диагностики.

Ключевые слова: одаренность, творчество, интуиция и инсайт, интеллект, креативность.

 

Explore the concept of giftedness within the psycho-pedagogical knowledge

N.V. Kurasov, I.A. Ledovskikh, N.A. Ruchkova

The article deals with the basic researches of giftedness within the frame of psychology discipline of native and foreign specialists. This theoretical research presents the diversity of key notions of endowments together with the modern methods of its diagnosis. The main idea of the article is the following problem statement: biological understanding of human capabilities, in which giftedness is defined as an individual an intrinsic property of the human brain – on the one hand, does not contradict the main tasks of modern pedagogy, on the other hand – requires serious integrated approach to the identification of giftedness, initially excludes all modern psychological methods of diagnosis.

Key words: giftedness, creative work, intuition and insite, intelligence, creativity.

 

Психологическое благополучие педагогов с разной позицией

в межличностном взаимодействии

И.В. Заусенко, Е.М. Соловьёва

В статье представлен  анализ преобладающих эго-состояний и соответствующих им ролевых позиций у педагогов. Аргументированно доказано влияние детского опыта педагога на его позицию в межличностном взаимодействии с учениками в зависимости от степени осознанности этого опыта. Выявлены различия показателей психологического благополучия педагогов, имеющих разные ролевые позиции в межличностном взаимодействии. Сделан прогноз психологических  последствий  межличностного  взаимодействия педагогов  с учениками в том или ином преобладающем эго-состоянии и соответствующей ему ролевой позиции.

Ключевые слова: педагог, психологическое благополучие, трансактный анализ.

 

Psychological well-being of teachers with different positions in interpersonal interactions

I.V. Zausenko, E.M. Solovyeva

The paper presents an analysis of the teachers’ prevailing ego states and their respective role positions. Teacher’s childhood experience has been convincingly proved to influence their position in interpersonal interaction with the students depending on the degree of awareness of this particular experience. Differences in indicators of teachers’ well-being enjoying different role positions in interpersonal interaction have been detected. The forecast of the psychological consequences of interpersonal interaction between teachers and students in a particular dominant ego state with corresponding role position has been made.

Key words: teacher, psychological well-being, transactional analysis.

 

Структура ценностно-потребностной сферы личности

и общественно-родовой конфликт старшего подростка

А.В. Мантикова 

В статье обсуждаются структурные особенности ценностно-потребностной сферы личности (ЦПСЛ) старшего подростка, а также разновидность внутриличностного конфликта, порождаемая несоответствием общественной и родовой подструктуры, общественно-родовой конфликт. Предполагается, что старший подростковый возраст, в котором одним из ведущих мотивов становится межличностное общение со сверстниками, является потенциально конфликтогенным в силу того, что через коммуникацию может происходить активная перестройка иерархии ценностно-потребностных зон в общественной подструктуре, в то время как на родовую подструктуру ЦПСЛ коммуникация не оказывает существенного влияния. Тем самым может увеличиться разрыв между двумя подструктурами ЦПСЛ – общественной и родовой. Также в статье рассмотрены структурные особенности общественной и родовой подструктур ЦПСЛ и общественно-родового конфликта старших подростков как по всей выборке, так и в аспекте возрастной динамики.

Ключевые слова: ценностно-потребностная сфера личности, общественная подструктура ЦПСЛ, родовая подструктура ЦПСЛ, общественно-родовой конфликт, старший подросток.

 

The structure of the value-need personality sphere

and the social-family conflict of senior teenager

A.V. Mantikova

The article discusses the structural features of the value-need personality sphere of the senior teenager, and a variety of intrapersonal conflict generated by the mismatch of family and social substructures of VNPS. It is assumed that teenagers, in which one of the leading motives becomes interpersonal communication with peers, is a potentially conflict-prone due to the fact that communication can occur through active restructuring of the hierarchy of value-need areas in the social substructure, while on the family substructure VNPS communication has no significant effect. Thus, may increase the gap between the two substructures VNPS: social and family. In addition, the article presents the structural characteristics of the social and family substructures VNPS senior teenager and socio-tribal conflict teens as for the entire sample, as well as in terms of age dynamics.

Key words: value-need personality sphere (VNPS), social substructure of VNPS, family substructure of VNPS, social-family conflict, senior teenager.

 

Сравнительный анализ уровня тревожности, социального статуса и школьной успеваемости двух групп подростков с разным уровнем спортивной подготовки школы карате Кекусинкай

А.В. Фирсанов

В статье излагаются теоретические представления о спортивной подготовке как сильном средстве воспитания личности. Рассматривается вопрос влияния школы карате Кекусинкай на уровень тревожности и социальный статус подростков, понимание того, насколько связаны между собой тревожность и социальный статус с уровнем школьной успеваемости подростков. Проводится сравнительный анализ уровня тревожности, социального статуса и школьной успеваемости двух групп подростков с разным уровнем спортивной подготовки школы карате Кекусинкай.

Ключевые слова: подростки, тревожность, социальный статус, школьная успеваемость, спортивная деятельность, карате.

 

Comparative analysis of the level of anxiety, social status and school performance of two groups of adolescents with different levels of sports training of Kyokushinkai karate schools

A.V. Firsanov

The article presents theoretical understanding of sports activities as a strong means of upbringing. It discusses the impact of Kyokushinkai karate school on anxiety level and social status of adolescents, understanding the link between anxiety and social status by level of school performance of adolescents. A comparative analysis of the level of anxiety, social status and school performance of two groups of adolescents with different levels of sports training schools Kyokushinkai karate is given.

Keywords: adolescents, anxiety, social status, school performance, sports activities, karate.

 

Высшая школа современной России: ключевые тренды формирования новой парадигмы

В.В. Огнева, Т.С. Болховитина,Ю.С. Васютин

В статье обращается внимание на качественную трансформацию высшей школы в условиях глобализации, взаимосвязь ценностной динамики международных интеграционных систем и социокультурных изменений российского образования. С учетом возрастающей роли англоязычного, китайского, испано-латиноамериканского, арабского образовательных ареалов делается вывод о важности формирования русскоязычного образовательного ареала в пространстве СНГ. Обосновывается утверждение  о том, что оценка и ранжирование вузов представляет собой серьезный вызов высшей школе современной России. Рассматривается целесообразность пересмотра подходов к оценке критериев эффективности деятельности вузов, важности качественных показателей образовательной деятельности, необходимости гуманитарной подготовки студентов.

Ключевые слова: высшее образование, мировые тренды, рейтинги вузов, оценка эффективности вузов, образовательные стандарты, гуманитарная подготовка.

 

High school of modern Russia: the key trends shaping a new paradigm

V.V. Ogneva, T.S. Bolkhovitina,Y.S. Vasutin

The article draws attention to the qualitative transformation of higher education in the context of globalization, the relationship value dynamics of international integration of systems and socio-cultural changes in Russian education. Taking into account the increasing role of English, Chinese, Spanish-Latin American, Arab educational areas, the conclusion about the importance of the formation of the Russian-speaking educational area in the CIS is made. The author argues that the assessment and ranking of universities is a serious challenge to the graduate school of modern Russia. The advisability of revising approaches to the evaluation criteria of efficiency of activity of universities, the importance of quality indicators of educational activity, the need for humanitarian training of students are considered.

Key words: higher education global trends, rankings of universities, the evaluation of the effectiveness of universities, educational standards, humanitarian training.

 

Интернационализация образования государственных служащих:

противоречия и ограничения

В.В. Комлева

В статье рассматриваются актуальные проблемы интернационализации образования государственных служащих. Автор анализирует объективные и субъективные ограничения интернационализации образования государственных служащих. Автор выявляет некоторые особенности акторов процесса интернационализации образования в России.

Ключевые слова: интернационализация образования, трансграничное образование, образование государственных служащих, совместные образовательные программы.

 

Internationalization of education of civil servants: the contradictions and limitations

V.V. Komleva

The article deals with topical issues of internationalization of education of civil servants. The author analyzes the objective and subjective limitations of education internationalization of civil servants. The author reveals some features of actors of internationalization educational process in Russia.

Key words: internationalization of education, cross-border education, education of civil servants, joint educational programs.

 

Социальный портрет муниципального служащего:

общественный вызов и социальная практика

Н. В. Проказина

В статье предложен анализ современного отношения населения к муниципальным служащим и представлены особенности общественного запроса к управленческим кадрам органов местного самоуправления. Охарактеризованы причины «кадрового парадокса». Основные выводы и положения статьи основаны на результатах социологических исследований как регионального, так и федерального масштаба.

Ключевые слова: органы местного самоуправления, кадры местного самоуправления, общественный запрос к власти.

 

Social portrait of municipal employees: social challenge and social practices

N.V. Prokazina

The article offers an analysis of contemporary attitudes towards municipal employees and presents the request to the public, especially to executives of local governments. Reasons of «personnel paradox» are characterized.  The main conclusions and theses of the article are based on the results of sociological research, both regional and federal scale.

Key words: local governments, local government staff, public demand for power.

Приоритеты этического воспитания и формирования позитивного имиджа государственных гражданских служащих в регионе  через коммуникационные технологии СМИ

Е.Н. Малик, В.Е. Татаркин, В.Н. Орлова

В статье авторы уделяют внимание роли СМИ в системе этического воспитания государственных гражданских служащих. Описана специфика современных средств конструирования имиджа государственных гражданских служащих через коммуникативные технологии СМИ. Рассматривается значимость эффективной долгосрочной стратегии этического воспитания и позитивного имиджа государственного гражданского служащего в регионе, что обеспечивает прозрачность и согласованность взаимодействия между обществом и органами власти.

Ключевые слова: этическое воспитание, имидж, государственный гражданский служащий, СМИ, коммуникационные технологии, регион (Орловская область)

 

Priorities ethical education and the formation of a positive image of civil servants in the region through the media and communication technologies

E.N. Malik, V.E. Tatarkin, V.N. Orlovа

In article authors pay attention to a role to mass media in system of ethical education of the public civil servants. Specifics of modern means of designing of image of the public civil servants of Administration of the Oryol region through the mass media communicative technologies are described. The importance of effective long-term strategy of ethical education and positive image of the public civil servant in the region that provides transparency and coherence of interaction between society and authorities is considered.

Keywords: ethical education, image, public civil servant, mass media, communication technologies, region (Oryol region)

 

Волонтерство как проявление особой жизненной ориентации

(на примере исследования студенческой молодежи Орловского региона)

В.И. Уварова, М.А. Федосеева

Статья посвящена рассмотрению некоторых характеристик волонтерской деятельности, а также оценке ее потенциала в регионе. В частности, проводится анализ отношения студенческой молодежи к волонтерской деятельности, рассматривается вовлеченность студенческой молодежи в добровольческую деятельность и определяется круг характеристик, влияющих на участие людей в данной практике гражданского общества. Также авторы акцентируют внимание на личности молодых людей и оценивают потенциал их вовлечения в добровольчество.

Ключевые слова: волонтерство, студенческая молодежь, вовлеченность в добровольческую деятельность.

 

Volunteering as display of special life orientation

(on the example of research of student’s youth in the Oryol region)

V.I. Uvarova, M.A. Fedoseeva

The article is devoted to consideration of some of volunteer activities characteristics. Assessment of its potential in the region is given. In particular, student’s attitude towards volunteer activities is analyzed; the involvement of students in volunteer activities is considered and characteristics influencing the participation of people in the practice of civil society are determined. The authors also emphasize the personality of young people and estimate the potential of their involving in volunteering.

Key words: volunteering, student’s youth, involvement in voluntary activities.

 

Гражданское участие как фактор организационных инноваций

в муниципальном управлении

Т.Н. Ключникова

В статье представлены результаты социологического исследования процессов преобразования системы государственного и муниципального управления. Основные изменения в результате реформирования затронули институт местного самоуправления, где предполагается использовать прямое участие граждан в принятии жизненно важных для жителей территорий управленческих решений. В регионах существует проблема неготовности жителей и власти к взаимодействию. Полученные результаты позволили выделить факторы организационных инноваций в муниципальном управлении и определить основные направления социальной рационализации этого процесса.

Ключевые слова: развитие системы государственного и муниципального управления, условия и факторы организационных инноваций, гражданское участие в муниципальном управлении, социальная активность граждан, механизмы стимулирования социального потенциала.

 

Citizen participation as a factor of organizational innovations in municipal management

T.N. Klyuchnikova

The article presents the results of a sociological study of the transformation of state and municipal management processes. Major changes in the result of the reform have affected local government institutions, where it is supposed to use the direct participation of citizens in decision vital to the residents of the territories of administrative decisions. In the regions, there is the problem of unavailability of residents and authorities to cooperate. The obtained results allowed to identify the factors of organizational innovations in municipal management and to identify the main directions of social rationalization process.

Key words: development of state and municipal management, conditions and factors of organizational innovation, civic participation in municipal management, social activity of citizens, mechanisms for social potential promoting.

 

Информационная открытость органов законодательной власти

С.Н. Косарецкий

В статье исследуется проблема информационной открытости региональных законодательных органов государственной власти. Органы региональной законодательной власти, их должностные лица обязаны предоставлять информацию, касающуюся их деятельности, письменно, устно, по телефону или используя публичные выступления своих должностных лиц. В настоящий момент  важным механизмом, призванным обеспечивать информационную открытость органов государственной власти, являются их электронные информационные ресурсы, а именно официальные сайты законодательных органов государственной власти.  В статье приведены итоги мониторинга официальных сайтов региональных законодательных органов проведенного в 2014 году экспертами Фонда свободы информации.

Ключевые слова: информационная открытость, официальный сайт, законодательный орган власти, степень информационной открытости.

 

Information transparency of the legislature

S.N. Kosaretsky

The article examines the problem of information transparency of the regional legislative bodies. The bodies of the regional legislative authorities and their officials are obliged to provide information concerning their activities in writing, orally, by telephone or using public appearances of its officials. Currently, an important mechanism to ensure information openness of public authorities, are their electronic information resources, namely the official sites of the legislative bodies of the government. The article presents the results of the monitoring of the official websites of the regional legislative bodies conducted in 2014 by experts of the Fund freedom of information.

Key words: information openness, official site, the legislative authority, the degree of transparency.

 

Медийная картина мира и информационная культура современного социума

Л. Г. Проскурякова, Л.В. Хочунская

В статье рассматриваются вопросы влияния информации на формирование картины мира потребителей информации на уровне личности и общества. Анализируется механизм воздействия современных средств массовой информации на формирование системы ценностей современного социума. Обозначается тенденция возрастающей эффективности коммуникационного взаимодействия в контексте потребитель информации – сетевой информационный ресурс. Акцентируется задача формирования информационной культуры отдельной личности и общества в целом в условиях глобализации. Рассматривается роль высшего учебного заведения в реализации этой задачи. Обозначаются необходимые требования к оптимизации образовательного процесса в контексте поставленной проблемы.

Ключевые слова: информация, средства массовой информации, общество, личность, картина мира, ценности, информационная культура, информационные технологии.

 

Media picture of the world and information culture of modern society

L.G. Proskuryakova, L.V. Khochunskaya

The article examines the impact of information on the formation of the world picture of consumers information on the level of the individual and society. The mechanism of the impact of modern media on the formation of the value system of modern society is analyzed. The trend of increasing the effectiveness of communication interaction in the context of consumer information, network information resources is indicated. The problem of information culture of the individual and society as a whole in the context of globalization is emphasizes. The role of higher education institutions in this task is signified. The necessary requirements to optimize the educational process in the context of the problem are given.

Key words: information, mass media, society, personality, picture of the world, values, information culture, information technologies.

  

©Образование и общество 2001-2015
Письмо WEB-мастеру