Образование и общество
Главная страница
Редакционный совет
Страница главного редактора
Ведущие рубрик
Библиотека
Подписаться на журнал
Информация для авторов
Служба образовательной информации
Кинозал
Пишите нам
Гостевая книга

№ 2 2014

Конституционные основы общественно-патриотической социализации (региональный аспект)

Ю.С. Васютин

Конституция Российской Федерации является не только Основным законом, но и основой воспитания подрастающего поколения, формирования у него готовности к труду, социальной активности, защите Родины, преемственности традиций нашего народа. Все это, разумеется, происходит в процессе общественно-патриотической социализации.

Ключевые слова: Конституция РФ, конституционные основы, Федеральные законы, российское общество, социализация патриотическая, регион, субъекты РФ, традиции, политическая культура.

 

Constitutional foundations of younger generation’s public and patriotic socialization (regional aspect)

Y.S. Vasyutin

The constitution of the Russian Federation is not only the basic law but it is also the fundamentals of younger generation’s education and forming for their readiness to work, to social activity, to defense of the motherland, to continuity of our nation traditions. All these should happen during public and patriotic socialization.

Key words: The constitution of the Russian Federation, constitutional foundations, federal law, Russian society, patriotic socialization, region, region of the Russian Federation, traditions, political culture.

 

Профессиональные умения и личностные качества педагога как основа его компетентности

Л.И. Гриценко

В статье представлена авторская трактовка профессиональной компетентности педагога, выявляются особенности педагогической деятельности: надпредметность (виртуальность), коллективный и персонализированный характер; анализируются направления профессионального роста педагога: становление педагогической деятельности, развитие личностных качеств человека, реализация педагогического общения. Покомпонентно освещаются уровни творчества и особенности индивидуального стиля педагога.

Ключевые слова: профессиональная компетентность педагога, педагогическая деятельность, педагогическая задача, личностные качества педагога, творческий потенциал личности педагога, уровни творчества педагога, стили педагога.

 

Professional skills and personal qualities of the teacher  as the basis of his competence

L.I. Gritsenko

The article presents the author’s interpretation of the vocational competence of the teacher, particular teaching activities are identified: virtuality, the collective and the personalized character, the trends of the teacher professional development are analyzed: the emergence of educational activities, development of personal qualities, the implementation of pedagogical communication. Levels of creativity and features of individual style of a teacher are highlighted componentwise.

Key words: professional competence of teachers, teacher education activities, the educational aim, the personal qualities of the teacher, the teacher creativity, level of creativity of the teacher, teacher styles.

 

«Умение учиться» как феномен современного образования и целевой параметр кадетского образования

Е.В. Сапрыкина, Ю.Н. Егорова

В статье рассмотрены история и современные особенности воспитания кадет; феномен «умение учиться» и его значимость в современном кадетском воспитании и образовании; формы реализации воспитания «умения учиться» в воспитательном пространстве Оренбургского президентского кадетского училища.

Ключевые слова: «умение учиться», кадет,  воспитательный процесс, кадетское воспитание и образование.

 

«Ability to learn» as a phenomenon of modern education and the target parameter of cadet education

E.V. Saprykina. Y.N. Egorova

 The article deals with the history and modern features of education of cadets, the phenomenon of «learning to learn» and its significance in the modern cadet upbringing and education and forms of education «the ability to learn» in the education space in Orenburg presidential cadet school.

Key words: ability to learn, a cadet, process of education, upbringing and education of cadets.

 

Инновационные подходы к проблеме подготовки специалистов в области физической культуры

К.Э. Кетоев

В статье рассмотрены инновационные подходы к профессиональной подготовке специалистов по физической культуре и спорту в вузе. Установлено, что необходимо готовить педагогов к здоровьесберегающей деятельности, чтобы они обладали соответствующими знаниями, профессиональными качествами и мастерством.

Ключевые слова: физическая культура, инновационные подходы, специалист, здоровьесбережение.

 

Innovative approaches to the problem of training of specialists in the field of physical culture

К.E. Ketoev

The article considers the innovative approaches of professional training of specialists in Physical Education and Sports at the University. It is established that it is necessary to prepare teachers to the school health activities for them to have appropriate knowledge, professional skills, and craftsmanship. 

Key words: physical culture, innovative approach, specialist, healthsaving.

 

Оценка духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Р.М. Чудинский, А.С. Быканов, А.А. Володин 

Статья посвящена оценке духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в условиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Разработана модель оценки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, определены методы, формы и средства оценки, а также представлены методики психолого-педагогической диагностики духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Ключевые слова: духовно-нравственное развитие, воспитание, обучающиеся, оценка.

 

Evaluation of spiritual and moral development and education of students in primary school

R.M. Chudinsky, A.S. Bykanov, A.A. Volodin

 The article evaluates spiritual and moral development and education of students in terms of the Federal state educational standard of primary education. The evaluation model of spiritual and moral development and education of students is worked out; methods, forms and assessment tools, as well as the methodologies of psychological and educational assessment of spiritual and moral development and education of students in primary general education are developed.

Кey words: Spiritual and moral development, education, students, evaluation.

 

Геометро-графическая подготовка как интегрирующий фактор образовательного процесса

В.Н. Гузненков, В.И. Якунин

Геометро-графическая подготовка – важнейшая часть образовательного процесса в высшем профессиональном образовании. Системный подход позволяет совершенствовать процесс обучения геометро-графическим, общеинженерным и специальным дисциплинам, учитывая потребности профильного специального материала выпускающих кафедр в геометро-графической теории и геометро-графическом моделировании. На основе интеграционной концепции был разработан и реализован образовательный процесс по геометро-графическим дисциплинам в техническом университете.

Ключевые слова: геометро-графическая подготовка, образовательный процесс, системный подход, начертательная геометрия.

 

Geometric and graphic training as the integrating factor of the educational process

V.N. Guznenkov, V.I. Yakunin

Geometric and graphic training is an important part of the educational process in higher professional education. Systematic approach allows to improve the learning process of geometric and graphic, general engineering and special disciplines, considering the needs of the profile of special material producing departments in the geometric-graphic theory and geometric-graphic modeling. On the basis of the integration concept was developed and implemented educational process by geometric-graphic disciplines at the Technical University.

Key words: geometric and graphic training, educational process, systematic approach, descriptive geometry.

 

О межъязыковых сопоставлениях при обучении диалогической речи

Л.Х. Кокаева

Статья посвящена изучению эффективных форм обучения диалогической речи. Главный акцент сделан на то, что в условиях поликультурного образования обучение родному языку целесообразно проводить на основе сопоставительного изучения языковых фактов. Объектом исследования послужил диалог в осетинском и русском языках. При помощи сопоставительного метода дается краткая характеристика логико-смысловых отношений между частями диалогических единств в обоих языках, законов построения вопросительных предложений, особенностей использования этикетных формул обращения в зависимости от речевой ситуации, а также некоторых явлений длительного взаимодействия осетинского и русского языков.

Ключевые слова: диалог, обучение, двуязычие, сопоставление языков, языковые факты.

 

The interlanguage comparisons when training dialogical speech

L.Kh. Kokaeva

The article studies the effective forms of training dialogic speech. The main emphasis is on the fact that in terms of multicultural education teaching of the mother tongue is advantageously carried out on the basis of the comparative study of linguistic facts. The object of the study served as a dialogue in the Ossetian and Russian languages. Using comparable -collision method provides a brief description of logical- semantic relations between parts of the dialogical unity in both languages, laws in the structure of interrogative sentences, specific use of etiquette inversion formulas depending on the speech situation , as well as a long-term interaction of the Ossetian and Russian languages.

Key words: dialogue, training, bilinguism, comparison of languages, language facts.

 

Использование проектной методики на практических занятиях по дисциплине «Иностранный язык»

Л.П. Пилат, О.В. Соломинцева, Е.М. Шевченко

Статья посвящена применению проектной методики, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку, и роли преподавателя на разных этапах проекта. Метод проектов предоставляет студентам возможность самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.  Это дает студентам возможность соединить знания иностранного языка со своей будущей профессией. Работа над проектом позволяет повысить успеваемость за счет обобщения, закрепления и повторения учебного материала, организации его практического применения и устранения пробелов в знаниях.

Ключевые слова: метод проектов, иностранный язык, педагогическая технология, приобретение знаний.

 

Usage of project methodology on practical lessons on discipline «foreign language»

L.P. Pilate, O.V. Solomintseva, E.M. Shevchenko

The article is devoted to the project-based method practice which allows solving problems of personally directed approach in foreign language teaching effectively, and the teacher’s role at different stages of the project. Project method makes the students opportunity for the knowledge self-acquisition in the process of solving practical problems that require the integration of knowledge from different areas. That helps the students to combine the knowledge of a foreign language with their future profession. The work on the project can improve performance by generalizing and repetition of educational material, the organization of its practical application and addressing of gaps in knowledge.

Key words: project-based method, foreign language, pedagogical technology, the acquisition of knowledge.

 

Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации детей-мигрантов к «новой Родине»

Е.В. Конькина, Ю.Н. Егорова

Данная статья посвящена проблеме адаптации и интеграции детей-мигрантов к «новой Родине».  Анализируется необходимость консолидации усилий различных структур власти и общественности в русле решения проблем детей-мигрантов, рассматриваются основные характеристики данной категории, и предлагается  вариант решения означенных проблем возможностями  народной куклы, выступающей  средством формирования российской идентичности детей-мигрантов и позволяющей  приобщиться к истокам культуры:  традициям и обычаям народа.

Ключевые слова: миграция, адаптация, интеграция, социализация, дети-мигранты, народная кукла, сотрудничество,  педагогическое взаимодействие.

 

Psychological and pedagogical aspects of the problem of adaptation of children-migrants to the «new Homeland»

E. V Kon’kina, Y.N. Egorova

This article is devoted to the problem of adaptation and integration of migrant children to «new Homeland». The article analyzes the need to consolidate the efforts of various governmental agencies and the public in the mainstream of solving the problems of children-migrants, examines the main characteristics of this category and option to solve these problems with the help of folk doll which serves the means of formation of the Russian identity of migrant children and enables them to join the source of culture: traditions and customs of the people.

Key words: migration, adaptation, integration, socialization, migrant children, folk doll, cooperation, educational interaction.

 

Некоторые особенности мотивации студентов технического вуза в условиях инновации высшей школы

В.А. Артемьева, А.Н. Приходько

Статья посвящена специфике учебной мотивации студентов технического вуза, а также влиянию на учебную деятельность студентов внутренней и внешней учебной мотивации.

Ключевые слова: мотив, мотивация, студенческая молодежь, образование, ценности.

 

Some features of the technical college students’ motivation in terms of innovation of High School

V.A. Artemyev, A.N. Prikhodko

The purpose of the research was to research the learning motivation in students of one of the Technical Universities and to reveal the influence of inner and outer learning motivation on students’ learning activity.

Key words: motive, motivation, student youth, education, values.

 

Профориентационная работа со школьниками на примере проекта «Школа РИСО»

Н.В. Сухенко, В.В. Романов

В условиях изменения образовательной среды в сторону рыночных отношений особенно важным  становится использование новых методов и технологий взаимодействия с основными целевыми аудиториями вуза. Одним из заказчиков выступают абитуриенты и их родители. В статье продемонстрирована новая форма профо-ориентационной работы на примере проекта «Школа РИСО». Ключевым преимуществом являются его мультипликативность и лёгкость реализации. Основной целью проекта является, безусловно, формирование позитивного имиджа вуза и привлечение абитуриентов.

Ключевые слова: абитуриент, высшее образование, имидж, профориентационная работа.

 

Vocational guidance work with students in a project «School RISO»

N.V. Sukhenko, V.V. Romanov

In the conditions of change of the educational environment towards the market relations especially important is the use of new methods and technologies of interaction with the main target audiences of higher education institution. One of the customers are the students and their parents.In article the new form of professional orientation work is shown on the example of the project «RISO School». Key advantage is its multiplication and ease of realization. The main objective of the project is, certainly, the formation of positive image of higher education institution and involvement of entrants.

Key words:  entrant, the higher education, image, professional orientation work.

 

Методика оценки персонала вузов с помощью экспертно-аналитических технологий

Е.В. Барбашова

В статье раскрывается суть авторской методики оценки персонала вузов, осуществляемой при помощи современных экспертно-аналитических технологий. Показано, что такая методика должна содержать объективную – количественную часть и субъективную – качественную часть. Субъективная часть методики основывается на методах экспертного анализа – методе анализа иерархий и методе аналитических сетей, а объективная – на анализе данных мониторинга выполнения персоналом вузов учебной, методической, научной и организационной нагрузки. Данная методика дает основание для выработки обоснованных кадровых и управленческих решений.

Ключевые слова: методика оценки, оценка персонала, вуз, иерархическая модель, эксперты, экспертно-аналитические технологии.

 

Methodology of evaluation of university staff using expert-analytical technologies

Ye.V. Barbashova

The article reveals the essence of the author’s methods of evaluation of university staff using modern expert-analytical technologies. It is shown that this technique should provide objective quantitative part, and subjective quality part. The subjective part of the methodology is based on the methods of heuristic analysis –and the method of hierarchy networks analysis and objective data analysis for monitoring the implementation staff of universities educational, methodical, scientific and organizational load. This methodology provides a basis for making informed staffing and management decisions.

Key words: assessment methodology, evaluation of personnel, high school, hierarchical model of Skye, experts, expert analytical technology.

 

Североамериканская ветвь социологии образования

В.А. Иванова

Статья описывает историю и институционализацию социологии образования в Северной Америке. Ключевые социальные вопросы XIX-XX веков повлияли на исследовательские приоритеты этой отрасли социологии и предопределили ее быстрое внедрение в программы высшего образования. Благодаря активным дискуссиям и широкому тематическому спектру эмпирических изысканий, а также высоким методическим стандартам исследований в социологии образования развились разнообразные соперничающие теоретические подходы и сотрудничество с местными и федеральными органами законодательной и исполнительной власти. Современная социология образования в США демонстрирует стратегическое влияние на образовательную политику.

Ключевые слова: социология образования, тематика исследований, внедрение научных данных в образовательную политику.

 

North-American branch of sociology of education

V.А. Ivanova

The article describes the history and institutionalization of sociology of education in the Northern America. Focal social concerns of the XXI and XX centuries impacted the research priorities of this field of sociology and its relatively fast introduction into higher education curricular in the country. Thanks to its active discussions and broad specter of empirical research, along with its high research technique standards, sociology of education has developed a big variety of conquering theoretical approaches and built up co-operative relationship with local and federal legislative and policy making bodies. Contemporary sociology of education in the U.S.A. demonstrates strategic influence on the educational policy making.

Key words: sociology of education, research themes, implementation of research data into educational policymaking.

 

Эмоциональный тонус жизненного пространства студенческой молодежи в российской провинции

И.В. Голикова, И.Х. Хазиев

Представлены обобщенные результаты социологического исследования, проведенного среди студентов вузов Белгородской области с целью выявления показателей их социального самочувствия. Выделены и проранжированы факторы эмоционального состояния в зависимости от направленности их действия – позитивной или негативной, а также сравнительной значимости. Дано эмпирическое описание типов жизненного настроя: умеренно-оптимистический, радикально-оптимистический, пессимистический, упаднический, аскетический, пассивно-безразличный.

Ключевые слова: студенческая молодежь, жизненное пространство, жизненный настрой, эмоциональный тонус, эмоциональная чувствительность.

 

Emotional tone of living space of students in Russian province

I.V. Golikov, I.Kh. Khaziev

The article summarizes the results of sociological study conducted among university students of Belgorod region in order to identify indicators of their social well-being. The factors of emotional state, depending on the focus of their actions – positive or negative, also as the comparative significance are allocated and ranked. It gives empirical description of the types of life attitude: moderately optimistic, radically optimistic, pessimistic, decadent, ascetic, passive-apathetic.

Key words: student youth, the vital space, the living spirit, emotional tonus, emotional sensitivity.

 

Влияние социально-профессиональных характеристик  на самоидентификацию  представителей среднего класса

А.А. Алексеенок

В рамках данного исследования остановимся на влиянии социально-профессиональных характеристик, таких как вид занятости, руководящие полномочия, уровень образования, на самоидентификационный статус представителей среднего класса. Критерий самоидентификации является заведомо интегральным, а средний класс, выделенный по данному критерию, российские исследователи называют субъективным средним классом. Данное влияние будет проанализировано по материалом авторского социологического исследования среднего класса в Центральном федеральном округе.

Ключевые слова: средний класс, социальная структура, современное российское общество, социально-профессиональный статус, вид занятости, характер труда, уровень образования, самоидентификация.

 

Influence of social and professional characteristics of self-identification of the middle class

A.A. Alekseenok

This study will focus on the impact of social and professional characteristics such as type of employment, the governing authority, the level of education, self-identification on the status of the middle class. Criterion of identity is obviously an integral, and Russian researchers call the middle class, which is highlighted by this criterion, subjective middle class. The impact will be analyzed by the copyright material of sociological research of the middle class in the Central Federal District.

Key words: middle class, social structure, contemporary Russian society, socio- professional status, type of employment, nature of work,  the level of education, self-identification.

 

Заблудились в трех соснах, или Какой учебник истории нужен школе

Я.С. Турбовской

Школьный учебник в полной мере нужен самому ученику. И именно для такой цели он и должен создаваться. Но, к сожалению, именно такого, специально адресованного ученику учебника у нас нет. И было бы совсем неплохо, если бы наша дискуссионная обеспокоенность об учебнике по истории не свелась к непреодолеваемой череде конфликтов и противоречий, а в конечном итоге продуктивно сказалась на всей совокупности проблем, от решения которых в действительности зависит решение столь фундаментальной проблемы, как формирование в процессе образования личности.

Ключевые сова: учебник, история, учитель, личность в образовании.

 

Lost in broad daylight or What History textbook is needed at school

Ya.S. Turbovskoy

Schoolbook is fully needed by most student. And for this purpose it should be created. But, unfortunately, we don“t have this textbook specifically addressed to the student. And it would be very nice if our discussion concerning history textbook is not reduced to insuperable series of conflicts and contradictions, and ultimately productive impact on the entire set of problems whose solution in fact depends on the solution of such fundamental issues as the formation of the individual in the process of education.

Key words: textbook , history, teacher identity in education.

 

Механизм формирования правовой культуры личности как важное звено

совершенствования российского общества

З.Н. Каландаришвили, Н.М. Ефиценко

В статье раскрывается механизм формирования правовой культуры личности. Он представляет собой совокупность работы большого количества субъектов-носителей (агентов) правовой культуры, к которым прежде всего следует отнести институт образования, семью, группу (коллектив), средства массовой информации, различные общественные объединения и само государство. Эффективность правовой культуры личности находится в прямой зависимости от ее способности перенять опыт старших поколений, синтезировать его с новым опытом, усвоить правила нормативного поведения, сформировать у себя такие качества, как психологическая защита, этический контроль, позволяющие противостоять деформирующему воздействию на них противоправных идей и установок, асоциальных общностей.

Ключевые слова: правовая социализация личности, правовая культура, государство, общественные объединения.

 

The mechanism of formation of personality legal culture as an important link in improving of Russian society

Z.N. Kalandarishvili, N.M. Efitsenko

The paper reveals the mechanism of formation of legal culture of personality. It is a collection of a large number of subjects-carriers (agents) of legal culture, which should be attributed to primarily Institute of Education, family, group (team), the media, various associations and the state itself. Effectiveness of the legal culture of the individual is directly dependent on its ability to learn from the experience of the older generations, synthesize it with new experiences, learn the rules of normative behavior to form such qualities as a psychological defense, ethical control, allowing resist distorting them unlawful ideas and attitudes , dysfunctional communities.

Key words: legal personality socialization, legal culture, government, public associations

 

О модернизации системы защиты и обеспечения прав и интересов детства

Е.А. Гараева, О.Н. Мазина

В статье рассматривается проблема модернизации системы защиты и обеспечения прав детства как одна из основных стратегических задач Российской Федерации, представлены результаты исследования по вопросу особенностей формирования знаний и умений будущих бакалавров профессионального обучения в области социально-правовой защиты и охраны детства, приведены основные направления по защите и охране прав детства в Оренбургской области.

Ключевые слова: права ребенка, защита и охрана детства, национальная стратегия действий в интересах детей.

 

The development of the system of protection and assurance of rights and interests of childhood

Е.А. Garayeva, O.N. Mazina

In the article the problem of modernization of the system of protecting and promoting the rights of childhood as one of the key strategic tasks of the Russian Federation is discussed; the results of study of features of formation of knowledge and skills of the future bachelors professional training in the area of socio-legal protection of childhood are presented; the main directions for the protection and the protection of the rights of children in the Orenburg region are shown.

Key words: child rights, protection and child protection, the national strategy of actions in favour of children.

 

Психолого-педагогические условия эффективности межличностного взаимодействия наставников и студентов в юридической клинике

Л.Х. Гайтова

Статья посвящена исследованию внешних и внутренних условий эффективности межличностного взаимодействия наставников и студентов в юридической клинике. Эффективное формирование профессионализма тесно связано с морально-нравственным совершенствованием личности, всесторонним содействием в реализации принципа ценности индивидуальности. Юридические клиники позволяют решить сложную и актуальную социальную проблему правовой культуры граждан.

Ключевые слова: юридическая клиника, наставничество, межличностное взаимодействие,  правовая культура.

 

Psycho-pedagogical conditions of effectiveness of interpersonal interaction of tutors and students in the legal clinic

L.Kh. Gajtova

The article is devoted to the research of external and internal conditions of effectiveness of interpersonal interaction of tutors and students in the legal clinic. Effective forming of professionalism is closely related to the moral perfection of personality, comprehensive assistance in the implementation of the principle of the value of individuality. Legal clinics allow to solve the complex and urgent social problem of the legal culture of citizens.

Key words: legal clinic, tutorship, interpersonal interaction, legal culture.

 

Управление и менеджмент в системе среднего образования

К.У. Оразгалинова

В статье представлены ключевые проблемы управления и менеджмента в системе среднего образования. Менеджмент и управление в системе среднего образования имеют свои особенности только в сфере практического применения, а все остальные теоретические аспекты ничем не отличаются от менеджмента любого другого сегмента рынка. Предварительно до оценивания эффективности образовательных услуг необходимо выделить аспект оценивания выбрать одну или несколько форм эффективности образовательных услуг и выбрать соответствующие методы и инструменты.

Ключевые слова: менеджмент, среднее образование.

 

Governance and management in secondary education

K.U. Orazgalinova

The paper presents the key issues of governance and management within the secondary education system. Management and governance in secondary education have their own characteristics only in the practical application, and no theoretical aspects differ from the management of any other market segment. Before the pre-evaluation of the effectiveness of educational services, it is necessary to select the aspect of evaluation, one or more forms of the effectiveness of educational services and appropriate methods and tools.

Keywords: management, secondary education.

 

Отделения Императорского Русского Музыкального общества в контексте специфики культурного пространства российских провинций в конце XIX –начале XX века

Т.Ю. Зима

В статье анализируется деятельность Саратовского, Томского и Владивостокского Отделений Императорского Русского Музыкального общества (ИРМО) как наиболее показательных среди им подобных, и определяется их роль и успешность в системе традиционных форм бытования музыки в соответствующих регионах – Поволжском, Сибирском и Дальневосточном. С учётом того, что везде, где открывались Отделения ИРМО, условия географические, экономические, бытовые, культурные были разными, выявляются особенности включения данного столичного новшества в местную социокультурную среду (при едином механизме бюрократической процедуры прохождения учредительной документации). Поскольку музыкальное строительство в стране было бы невозможно без меломанов-энтузиастов, оценивается их вклад, устанавливаются имена знаковых фигур, способствовавших поступательному развитию (вплоть до открытия первой провинциальной консерватории) профессионального музыкально-образовательного сегмента всего российского социума.

Ключевые слова: Императорское Русское Музыкальное общество, Отделения ИРМО, Саратовская консерватория, Томское Музыкальное училище, Владивостокские Музыкальные классы, профессора, педагоги, энтузиасты–любители музыки, конец XIX–начало XX века.  

 

Branch of the Imperial Russian Musical Society in the specific context of the cultural space

of Russian provinces in the late XIX-early XX centuries

T.Y. Zima

The article examines the activities of Saratov, Tomsk and Vladivostok Branch of the Imperial Russian Musical Society (IRMS) as the most representative of the like and determined and their role in the success of the system of traditional music forms of existence in the respective regions – Volga region, Siberia and the Far East. Wherever IRMS branches were opened, geographic, economic, domestic, cultural conditions were different, especially the inclusion of the identified capital innovations to the local socio-cultural environment is identified (with a common mechanism of bureaucratic procedures of founding documents). Musical construction in the country would have been impossible without the music lovers and enthusiasts, so their contribution of established names, iconic figures that contributed to the progressive development is estimated (until the opening of the first provincial conservatory) professional musical-educational segment of the entire Russian society.

Key words: Imperial Russian Musical Society, Division of IRMS, Saratov Conservatory, Tomsk Music college, Music Classes in Vladivostok, professors, teachers, enthusiasts- lovers of music, end of XIX-early XX centuries.

 

Типология музыкально-развлекательных программ для молодежи в учреждениях культуры

И.И. Воронин

В статье на основе комплексного подхода разработана педагогическая типология музыкально-развлекательных программ, дано авторское определение понятия музыкально-развлекательных программ, формы культурно-досуговой деятельности и компоненты музыкально-развлекательных программ, на основе исследования эволюции классической и романтической культуры предложена досугово-развлекательная программа современной российской молодёжи как способ воспитательного воздействия на ее поведение. Определены особенности музыкально-развлекательных программ для современной молодёжи и принципы определения их содержания с целью развития воспитательного потенциала молодёжи и его направления, уточнены функции музыкально-развлекательных программ. 

Ключевые слова: телевизионные культурно-развлекательные программы, культурно-досуговая деятельность, воспитательный потенциал молодёжи, функция и особенности музыкально-развлекательных программ, культурные ценности молодёжи.

 

Typology of musical and entertainment programs for youth in cultural institutions

I.I.  Voronin

On the basis of an integrated approach pedagogical typology of musical entertainment is developed, the author’s definition of musical and entertainment programs is given, forms of cultural and leisure activities and components of music and entertainment programs based on studies of the evolution of the classical and romantic culture are proposed, leisure and entertainment of modern Russian young people as a way of educational influence on their behavior are suggested. The features of musical and entertainment programs for the youth of today and the principles of their content in order to develop the educational potential of the youth and its direction, features musical entertainment are shown.
Based on a systemic approach, investigates the questions of typology of youth musical entertainment as a factor in personal development and educational potential.

Keywords: television cultural and entertainment programs, cultural and recreational activities, the educational potential of youth, function and features musical entertainment, cultural values  youth.

 

Организационно-педагогические условия воспитания мировоззрения у вокалистов

в учреждениях культуры

М.И. Бирюков

В статье рассматриваются организационно-педагогические условия воспитания мировоззрения у вокалистов в учреждениях культуры. Автор статьи считает, что необходим ценностно-ориентированный аксиологический подход позволяющий осуществить диагностику уровней воспитания мировоззрения участников вокальных коллективов учреждений культуры с учетом возрастных особенностей в специфических организационно-педагогических условиях.

Ключевые слова: организационно-педагогические условия, воспитание, мировоззрение, вокалисты, учреждения культуры.

 

Organizational and pedagogical conditions of education outlook among vocalists in cultural institutions

M.I. Biryukov

The article examines the organizational and pedagogical conditions of education outlook among vocalists in cultural institutions. The author believes that the needs of value- oriented axiological approach, which allows to carry out diagnostics levels of education outlook of participants of vocal groups of cultural institutions with age-appropriate in specific organizational and pedagogical conditions.

Key words: оrganizational and pedagogical conditions, education , philosophy , vocalists, cultural institutions.

 

Необходимость формирования понятия «культура отцовства» в системе

ключевых культурологических понятий и содержательных характеристик

С.И. Радченко

Научная статья посвящена проблематике исследования отцовства в аспектах обращения к его культурологическому осмыслению и необходимости формирования самостоятельного понятия «культура отцовства». В статье последовательно, через обращение к различным понятиям и основным смысловым характеристикам культуры в ее видовом разнообразии, производится терминологическое конструирование культуры отцовства как преемственного культурологического понятия, отличающегося спецификой применимости к феномену отцовства.    

Ключевые слова: феномен отцовства, культурологический подход, культура, ее виды и формы, культура брачно-семейных отношений, культура родительства, гендерная культура, культура отцовства.

 

Formations of the concept «culture of paternity» through categories of culture and its essence

S.I. Radchenko

The scientific article opens a problem of research of paternity through culture as the scientific direction and the importance of independent formation of the concept «culture of paternity». In article it is consecutive by means of the appeal to various concepts and the main semantic features of culture in its variety, terminological designing of culture of paternity with specifics of its understanding for the paternity phenomenon is executed.

Key words: рaternity phenomenon, culture, its types and forms, culture of the matrimonial relations, gender culture, culture of paternity.

 

Диагностика процесса обучения классическому танцу

в младших классах хореографических училищ

Е.В. Овчинникова

В статье рассматривается важность диагностики педагогического процесса в хореографических училищах. Подчеркивается необходимость индивидуального подхода в обучении классическому танцу учащихся младших классов хореографических училищ. Обсуждается проблема возникновения психосоматических явлений у учащихся на начальном этапе образования. Отмечается здоровьесберегающая составляющая диагностики процесса обучения классическому танцу на начальном этапе хореографического образования.

Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, психосоматическое состояние, педагогическое наблюдение, здоровьесберегающая составляющая.

 

Diagnosis of the learning process of classical dance

in junior choreographic schools

Ye.V. Ovchinnikova

The article considers the importance of diagnostics of pedagogical process in choreographic schools. The need of individual approach in teaching classical dance of the junior students of choreographic schools is emphasized. The article discusses the problems of the psychosomatic condition of students of primary level of choreographic colleges. The health-supporting feature of diagnostics of the process of teaching classical dance at the primary level of the choreographic education is noted.

Key words: рersonality-oriented approach, psychosomatic condition, pedagogical observation, health supporting future.

 

М.А. Шолохов: духовная биография и творчество писателя. К постановке проблемы

Л.Г. Сатарова

В данной статье впервые представлена попытка соотнесения духовной биографии М.А. Шолохова с его творчеством, показано влияние различных эпизодов его жизни на художественную ткань романов, их антропологию и аксиологию. Христианская система ценностей признается базой, фундаментом художественного мира Шолохова. В этом контексте дана новая трактовка основным образам романа «Поднятая целина», ключевые эпизоды которого получили аналитическое рассмотрение в данной работе.

Ключевые слова: православие, творчество, биография, духовность, нравственность, образование, конфликт, истина, аксиология, антропология, личность, писатель, эпизод.

 

M.A. Sholokhov: Writer’s Spiritual Biography and Art. Posing the Problem

L.G. Satarova

For the first time in the literary study the author tries to relate M.A. Sholokhov’s spiritual biography to his artistic work, to show the influence of different episodes of writer’s life on the content of his novels, their anthropology and axiology. The Christian value system is regarded as the basis of Sholokhov’s artistic world. In this context a new interpretation is given to the main characters of the novel ‘Broken new ground’ the key episodes of which are analytically considered in the article.

Key words: оrthodoxy, art, biography, spirituality, moral, education, conflict, truth, axiology, anthropology, personality, writer, episode.

 

Концептуализация онтологического понятия «страх» в произведениях З. Прилепина и А. Бабченко о чеченской войне

И.Л. Новокрещенова

В статье рассматривается  концептуализация понятия «страх» в произведениях о чеченской войне З. Прилепина и А. Бабченко; актуализируются основные константы языкового сознании авторов. Новизна исследования заключается в попытке выявить самоощущение героя «новой» военной прозы и особенности «странной» войны путем рассмотрения способов введения онтологических представлений в накопленный массив эмпирических данных.

Ключевые слова: чеченская война, концептуализация, страх, языковое сознание, З. Прилепин, А. Бабченко.

 

The conceptualisation of thе ontological notion   «fear» in Z. Prilepin’s and A. Babchenko’s works

on the Chechen war

I.L. Novokreshchenova 

The article is concerned with the conceptualization of the notion «fear» in Z. Prilepin’s and A. Babchenko’s works on the Chechen war and the actualization of basic constants of the authors’ linguistic consciousness. The novelty of the present study is in the effort to detect a «new» war prose protagonist’s sense of self and these «odd war» peculiarities through consideration of the ways the ontological ideas that are introduced into the accumulated body of empirical evidence.

 Key words: the Chechen war, conceptualization, fear, linguistic consciousness, Z. Prilepin, A. Babchenko.

 

Святоотеческие мотивы в творчестве Александра Солодовникова

И.В. Комарова

В статье предпринята попытка осветить содержательную этическую составляющую одного из представителей современной духовной поэзии Александра Солодовникова, жившего и творившего в XX веке.

Анализируется такое литературное явление, как мотив, фиксируется ряд образов, сопутствующих каждому заявленному мотиву. В результате,обнаруживается тесная связь между святоотеческой мыслью и поэзией Александра Солодовникова.  Посредством такого исследования появляется возможность проследить путь нравственных исканий исследуемого поэта.

Ключевые слова: современная поэзия, классическая литература, духовное течение, духовность, мотивы, образы, святоотеческая мысль, алогизм, нравственный кодекс, аскетизм, покаяние, отсечение собственной воли, духовное зрение, духовный человек.

 

Patristical motives in Alexander Solodovnikov’s creativity

I.V. Komarova

The author made an attempt to illustrate a substantial ethical component of one of representatives of modern spiritual poetry of Alexander Solodovnikov who lived and created in the XX century.

The main motives and the images accompanying them, are fixed and analyzed on a poetry’s material of Solodovnikov. As a result, close relations is found between patristical thought and Alexander Solodovnikov’s poetry.  By means of such research there is an opportunity to track a way of moral searches of the studied poet.

Key words: мodern poetry, classical literature, spiritual current, spirituality, motives,  images, patristical though, alogism, moral code, asceticism, repentance, cutting off of own will, spiritual sight, spiritual person.

 

©Образование и общество 2001-2015
Письмо WEB-мастеру