Образование и общество
Главная страница
Редакционный совет
Страница главного редактора
Ведущие рубрик
Библиотека
Подписаться на журнал
Информация для авторов
Служба образовательной информации
Кинозал
Пишите нам
Гостевая книга

№ 2 2013

Основные направления и методический аспект социально-инновационной модернизации профессионализма кадрового корпуса государственных служащих
Д.К. Абакаров
Автор показывает, что социально-инновационная переориентация профессионализма государственных служащих требует инновационной переориентации: 1) профессиональных смыслов, 2) целей профессионального становления,
3) технологий профессионализации,
4) направлений профессиональной деятельности, 5) функций профессиональной служебной деятельности, 6) рецепции факторов, влияющих на становление профессионализма,
7) масштабов профессионализации.
Ключевые слова: профессионализм, социальные инновации, сложность, государственная служба, государственные служащие.

The main directions and methodological aspects of social and innovative modernization of professional staff corps of public servants
D.K. Akabarova
Тhe author shows that social and innovative reorientation of professionalism of civil servants demands innovative reorientation: 1) professional meanings, 2) purposes of professional formation, 3) technologies of professionalizing, 4) the directions of professional activity,
5) functions of professional office activity, 6) reception of the factors influencing formation of professionalism, 7) scales of professionalizing.
Key words: professionalism, social innovations, complexity, public service, civil servants.

Бинарная лекция в условиях двухуровневой подготовки кадров управления
О.Г. Селивоненко, Т.Н. Афонина
Развивающаяся новая двухуровневая подготовка студентов в вузе заставляет педагога максимально повысить активность студентов на лекции.
Эффективность бинарных занятий связана с активизацией интереса слушателей благодаря внешней привлекательности эвристической беседы, диалога двух профессионалов. Бинарное занятие активизирует познавательную деятельность студента, воздействуя на каждого, стимулируя к активному участию в рассмотрении предлагаемого вопроса.
Значение бинарных занятий существенно возрастает при организации образовательного процесса на старших курсах профильной подготовки, предполагающих максимальную адаптацию теоретического материала к разрешению практических вопросов профессиональной деятельности.
Ключевые слова: двухуровневое обучение, инновационные технологии образования, бинарные формы проведения занятий, креативность мышления.

Binary lecture in a two-level management training

O.G. Selivonenko, T.N. Afonina
Developing a new two-level training of students in high school teacher makes it possible to increase the activity of students in class. The effectiveness of binary classes is associated with the increased interest of students due to visual appeal of heuristic conversation, dialogue between the two professionals. Binary activity activates students’ cognitive activity, affecting everyone, encouraging the active participation in the consideration of the proposed issue.
The value of binary classes increases significantly in the organization of the educational process at the undergraduate profile training, involving theoretical maximum adaptability of the material to the resolution of practical issues of professional activities.
Key words: two-level training, innovative educational technologies, the binary format of the training and creative thinking.

Постдипломное педагогическое образование:
подходы к понятию и прогнозированию

Т.В. Щербова
В статье рассматриваются принципы, направления, задачи постдипломного образования в контексте непрерывного образования. Дается обоснование необходимости прогнозируемой информации о перспективах постдипломного образования для выбора наиболее эффективного пути развития. В связи с этим рассматриваются подходы к прогнозированию развития образования, методические принципы прогнозирования и источники исследования. Актуализируется изучение постдипломного образования и его прогнозирование во взаимосвязи с общими задачами инновационного развития региона в соответствии с модернизацией образования в целом.
Ключевые слова: постдипломное образование, прогнозирование развития системы образования.

Postgraduate pedagogical education:
concept and predicting
T.V. Shcherbova
This article covers principles, ways and problems of postgraduate education in the context of continuous education. Reasons about necessity of predictive information about perspectives of postgraduate education for choosing of the most effective development path are given. As such, approaches to predicting of education development, methodical principles of predicting and sources of research are considered. Accordingly to the modernization of education in general study of postgraduate education and its predicting which are interrelated with general problems of region innovative development become actual.
Key words: postgraduate pedagogical education, predicting of education development.

Подготовка бакалавров педагогики в условиях модернизации педагогического образования в России

Ю.Н. Егорова, Ю.С. Нащекина
В статье раскрываются особенности подготовки бакалавров педагогики в условиях многоуровневого высшего образования: рассмотрен опыт, положительные и спорные моменты введения уровневой системы подготовки, проанализированы перспективы развития образовательной деятельности в русле Болонской декларации при сохранении традиции российского образования, удовлетворяющей потребности общества и личности в качественном и доступном образовании.
Ключевые слова: многоуровневое высшее образование, Болонский процесс, бакалавр педагогики, бакалавриат, магистратура.

Bachelors of pedagogy in the modernization of pedagogical education in Russia
Yu.N. Egorava, Yu.S. Nashchekina
In the article features of preparation of bachelors of pedagogics in the conditions of multilevel higher education are reveal: experience, positive and disputed issues of introduction of level system of preparation are considered, prospects of development of educational activity in line with the Bologna declaration are analyzed, at preservation of tradition of the Russian education satisfying requirements of society and the personality in quality and available education.
Key words: multilevel higher education, Bologna Process, bachelor of pedagogics, bachelor degree, magistracy.

Эстетическое воспитание в системе высшего образования России как средство оптимизации кросс-культурного академического взаимодействия преподавателей и студентов в ходе Болонского процесса

Д.В. Аронов
Статья посвящена проблемам поиска средств оптимизации процесса взаимодействия представителей различных типов поведенческих культур в ходе образовательной деятельности в контексте Болонского процесса. Главное внимание в статье посвящено месту в этом процессе эстетического воспитания. Рассматриваются конкретные проблемы использования инструментария эстетического воспитания в решении проблем кросс-культурного взаимодействия. Предлагаются конкретные способы решения проблем, возникающих в ходе контактов данного рода.
Ключевые слова: эстетическое воспитание, европейское образовательное пространство, кросс-культурное взаимодействие.

Aesthetic education in higher education as a means of optimizing the Russian cross-cultural interaction between the academic faculty and students in the Bologna Process

D.V. Aronova
The article is devoted to the search for some means of improving the interaction among different cultures in the educational activity. The issue is important because of the growing number of contacts between representatives of different cultures in European educational space. The article considers the possibility of use in the process of aesthetic education. The article addresses specific problems of aesthetic education in addressing the challenges of cross-cultural interaction.
Key words: aesthetic education, European educational space, cross-cultural interaction

Роль общественных объединений в воспитании детей группы риска: социально-контекстный подход

Е.Н. Сухоленцева
В статье анализируются понятие «дети группы риска» и проблемы их воспитания. Рассматриваются общественные объединения как субъекты образовательной практики. Отмечается ведущая роль детских объединений в воспитании детей группы риска. С позиций социально-контекстного подхода раскрывается специфика их деятельности по обеспечению духовно-нравственного воспитания детей данной категории. Личность ребенка рассматривается как субъект познавательной и практической деятельности, имеющий реальные возможности для целеполагания и целереализации в образовательной среде детского общественного объединения контекстного типа.
Ключевые слова: дети группы риска, воспитание, детские общественные объединения, социально-контекстный подход.

The role of public organizations in the education of children at risk: social and contextual approach

E.H. Sykholentseva
This article analyzes the concept of «children at risk» and the problems of their upbringing. Associations are considered as subjects of educational practice. Children’s organizations in the education of children at risk are paid special attention to. From the standpoint of social and contextual approach the specifics of their work to ensure the spiritual and moral education of children in this category are revealed. Identity of the child is regarded as a subject of cognition and practice, which has real opportunities for goal-setting and in the educational environment of aim-realization children’s organizations such as the shortcut.
Key words: сhildren at risk, education, children’s organizations, social-contextual approach.

Общественное самоуправление в образовательных учреждениях:
состояние и тенденции развития

Н.Н. Стеблецова
В статье поставлены и раскрыты место и роль гражданского общества в повышении эффективности образования и воспитания в условиях демократизации и модернизации российского общества. Акцентируется внимание на позитивных и негативных аспектах этой проблемы, делаются выводы, вносятся определенные предложения реформирования и модернизации.
Ключевые слова: образование, воспитание, реформирование, модернизация, институты гражданского общества, образовательная политика.

Public governance in educational institutions: state and development trends

N.N. Stebletsova
Place and a role of civil society on the education and training effectiveness in increased democratization and modernization conditions of Russian society are described in the article. The author has focused her attention on positive and negative aspects of the problem, has concluded and offered definite suggestions for reforming and modernization.
Key words: education, training, reforming, modernization, civil society institutions, educational politics.

Реализация компетентностного подхода в экологическом образовании студентов
в условиях модернизации высшего образования

Г.Б. Барышникова
В статье рассматриваются роль компетентностного подхода в экологическом образовании студентов, основные ориентиры экологического образования, представлены схема и основные направления формирования экологической компетентности студентов.
Ключевые слова: экологическое образование, экологическая грамотность, экологический менталитет, экологическая образованность, экологическая культура, экологический мониторинг.

The implementation of competence-based approach to environmental education of students in higher education modernization

G.B. Baryshnika
The article considers the role of the competence approach in environmental education of students, the main guidelines of environmental education, presented the scheme and the basic directions of the ecological competence of students.
Key words: environmental education, environmental awareness, environmental mentality, ecological education, ecological culture, ecological monitoring.

Оценка эффективности профессиональной подготовки педагога дошкольного учреждения

И.Ф. Слепцова
Оценка эффективности профессиональной подготовки педагога дошкольного учреждения предполагает ориентацию будущих воспитателей на системное видение педагогического процесса при самостоятельном проектировании взаимодействия с детьми, требующего уверенного владения формами и приемами организации деятельности дошкольника, навыков диагностики развития детской личности. Самостоятельное проектирование взаимодействия с детьми строится на основе использования разработанной карты, а также посредством варьирования условий для участников экспериментальных и контрольной группы. Методика оценки предусматривает выделение компонентов педагогической деятельности (критериальных функций), отражающих структуру профессиональной деятельности воспитателя.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, уровни профессиональной готовности, критериальные функции и показатели, педагогическая деятельность, проектирование педагогического взаимодействия.

Evaluating the effectiveness of preschool teacher training
I.F. Sleptsova
Evaluation of the effectiveness of professional training of preschool teachers assumes orientation of the future teachers at the systemic vision of the pedagogical process with independent design of the interaction with the children, which requires solid knowledge of the forms and methods of organizing the activity of pre-school children, the skills of diagnostics of development of the child’s personality. Independent design of interaction with children is based on the use of the developed maps, as well as by means of the variation of the conditions for the participants of the experimental and control group. Assessment of methodology provides for the separation of components of pedagogical activities (criterion functions), reflecting the structure of the professional activity of a teacher.
Key words: vocational training, the levels of professional readiness, criterion functions and indicators, pedagogical activity, the design of the pedagogical interaction.

Преддипломная педагогическая практика как фактор формирования исследовательской компетентности бакалавра профессионального обучения

Е.А. Гараева
В статье рассматривается процесс формирования исследовательской компетентности бакалавров профессионального обучения, одним из педагогических средств которого выступает преддипломная педагогическая практика. Определяя место исследовательских компетенций в модели профессиональной подготовки бакалавров профессионального обучения, автор статьи ставит в центр внимания вопросы качества организации и содержания педагогической преддипломной практики.
Ключевые слова: практика, педагогическая практика, компетентность, профессиональная компетентность, исследовательская компетентность бакалавра профессионального обучения.

Predegree student teaching as factor of formation
of research competence of the bachelor of vocational training

E.A. Garayeva
In the article the process of formation of the research competence of bachelors of the vocational training is considered, as one of which pedagogical means of predegree student teaching acts. Defining a place of research competences of model of vocational training of bachelors of vocational training, the author of article focuses attention on questions of quality of the organization and the content of pedagogical externship.
Key words: practice, student teaching, competence, professional competence, research competence of the bachelor of vocational training.

Концептуальные основы формирования программ последипломной подготовки работников здравоохранения

Т.М. Бойцова, Н.Т. Минко
Дополнительное профессиональное образование подготовки специалистов по специальностям медицинского профиля при реализации Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования должно быть преемственным с основными образовательными программами.
В настоящее время выполнение данного условия проблематично из-за недостаточности нормативно-правовой базы для организации образовательного процесса, проблем в методической подготовке преподавателей в области реализации модульно-компетентностного подхода в профессиональном образовании, отсутствия единого подхода к структуре и содержанию программ дополнительного профессионального образования.
Для устранения данных негативных условий для обсуждения предлагаются концептуальные основы формирования программ последипломной подготовки работников здравоохранения, включающие субъект и условия освоения программы, дидактические единицы каждого профессионального модуля универсальной части, общие требования к условиям реализации практических модулей специальной части в соответствии с видом профессиональной деятельности и направлениями профессиональной подготовки и переподготовки средних медицинских работников.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, модульно-компетентностный подход, федеральные государственные требования, профессиональные компетенции.

Conceptual principles of the formation
of the programs for health workers’ postgraduate training

T.M. Boitsova, N.T. Minko
Additional vocational training of health workers with secondary vocational education under the realization of the Federal State Educational Standards of Secondary Vocational Training must have succession with the basic educational programs.
At present the implementation of this condition is problematic because of the insufficient normative legal basis for organization of the educational process, also owing to problems in teachers’ methodic training in the field of the realization of the module-competent approach to professional education, and because of the lack of the united approaches to the structure and contents of the Additional Vocational Training programs.
For elimination of these negative problems conceptual principles of the formation of the postgraduate training programs for health workers with secondary vocational education, including the subject and conditions for realization of the program, common requirements to the conditions of realization of the specialized practical modules in accordance with the type of professional activity and directions for vocational training and retraining of medical personnel, are being put forward for discussion.
Key words: additional vocational training, module-competent approach, federal state requirements, professional competences.

Теоретические аспекты изучения проблемы школьной дезадаптации

Э.Г. Суханова
Статья направлена на рассмотрения теоретических вопросов школьной дезадаптации подростков как медико-психолого-педагогической проблемы: ее понятие, сущность, этапы развития школьной дезадаптации, причины и компоненты школьной дезадаптации.
Ключевые слова: школьная дезадаптация, адаптация, социально-психологическая дезадаптация.
The theoretical aspects of the study of the problem of school disadaptation
E.G. Sukhanova
The article is aimed at the consideration of the theoretical questions of school disadaptation of adolescents as a medical-psychological-pedagogical problems: its concept, essence, stages of development of school disadaptation, causes and components of school disadaptation.
Key words:  The following notions are reviewed in the article: school disadaptation, adaptation, socio-psychological disadaptation.

Психическая ригидность как фактор неэффективной профессионализации студентов
в условиях динамично изменяющегося профессионального пространства

А.В. Гнеушева
Статья посвящена исследованию проблемы профессионализации студентов в условиях динамично изменяющегося профессионального пространства. Психическая ригидность рассматривается как фактор, влияющий на динамику профессионального становления. В статье представлены основные теоретические положения системного структурно-уровневого подхода к изучению психической ригидности, а также результаты эмпирического исследования психической ригидности студентов.
Ключевые слова: профессионализация, адаптация, психологическая адаптация, психическая ригидность, флексибильность, фиксированные формы поведения.

Mental rigidity as a factor of ineffective professionalization of students in a fast changing professional space
A.V.Gneusheva
The article deals with the problem of professionalization of students in a fast-changing professional space. Mental rigidity as a factor influencing the dynamics of professional development is viewed as a factor influencing the dynamics of professional making. The paper presents the main theoretical concepts of system structure-layered approach to the study of mental rigidity, and the results of an empirical study of mental rigidity students.
Key words: professionalism, adaptation, psychological adjustment, mental rigidity, flexibility, fixed behavior.

Проявления и роль образа дидактического материала
И.В. Лобашев, В.Д. Лобашев
Поток учебной информации может быть представлен организованной совокупностью образов учебных сообщений. Создаваемый преподавателем и воспринимаемый обучающимся дидактический материал определяет качественные и количественные характеристики процесса обучения. Статья освещает отдельные вопросы распределения ролей участников учебного процесса.
Ключевые слова: дидактический материал, маршрут обучения, учебные функции, система обучения.
Manifestations and the role of the image of didactic materials
I.V. Lobashev, V.D. Lobashev
The flow of educational information can be presented as an organized of educational messages. Created by a teacher and perceived by students, didactic material defines qualitative and quantitative features of educational process. This article touches upon some issue of role distribution in educational process.
Key words: didactic material, educational functions, educational system.

Актуальные подходы к экообразованию в контексте концепции устойчивого развития

Д.Ю. Титова
Концепция устойчивого развития была принята в России уже более 20 лет назад. С тех пор многие парадигмы экологического образования претендовали на то, чтобы сделать возможным образование во имя реализации ценностей устойчивого развития. Однако ни одна из стратегий в России не смогла претендовать на то, чтобы создать систему полноценного непрерывного экологического образования. В данной статье обсуждается вопрос о том, каковы подходы к формированию образования, экологический смысл которого соответствует принципам устойчивого развития общества.
Ключевые слова: устойчивое развитие, экологическое образование, экологическое воспитание, инновационные технологии обучения.

Actual directions of ecoeducation in the context of concept of sustainable development

D.Y. Titova
The concept of a sustainable development was already accepted in Russia more than 20 years ago. Since then many paradigms of ecological education applied for making possible education for realization of values of a sustainable development. However any of strategy in Russia couldn’t apply for creating system of full continuous ecological education. In this article the question of what approaches to the education formation which ecological sense corresponds to the principles of a sustainable development of society is discussed.
Key words: sustainable development, ecological training, ecological education, innovative training technologies

Педагогическая аксиоматика как фундаментальная востребованность времени

Я.С. Турбовской
В своей статье  автор останавливается на выяснении вопросов роли социальной стабильности как фундаментальной основы общественного бытия и развития и почему она приводит к неодолимым противоречиям с законом.
Все сознательно предпринимаемые государством на разных уровнях и с разных позиций усилия осуществляются с запозданием, после свершения тех или иных событий или с той или иной степенью социальной значимости заявивших о себе фактов. И это по сути вынужденное малоэффективное запаздывание в принятии каких-то мер, объективно являющееся одной из самых актуальных и социально болезненных проблем, всегда ставило и продолжает ставить исследовательскую мысль перед необходимостью выявления возможностей и путей ее решения.
Ключевые слова: государство, социальная стабильность, общественное бытие, человеческое мышление.

Pedagogical axiomatic as fundamental demand of time
Ya.S. Turbovskoy
In his article the author dwells on clarifying questions regarding the role of social stability as the fundamental basis of social life and development and why it leads to an insurmountable contradiction with the law.
All efforts deliberately made by the State at different levels and from different perspectives come to life late after fulfillment of certain events or with some degree of social significance of the declared facts. And this, in fact, essentially forced inefficient delay in taking some action is objectively one of the most topical and socially sensitive issues that has always made and continues to make the necessity of the research idea to identify opportunities and ways to solve it.
Key words: government, social stability, social life, human mind.

Сущность правового воспитания и мероприятия по повышению его эффективности в современном российском обществе
Н.М. Ефиценко
В статье отражены концептуальные подходы и сущности процесса правового воспитания в юридической науке. Автор предлагает ряд мероприятий по повышению эффективности процесса правового воспитания в современном российском обществе.
Ключевые слова: правовое воспитание, пропаганда права, правовое обучение, правовая культура, правовая социализация.

The essencs of legal education and legislative enactment for improving the effectiveness in modern Russian society
N.M. Efitsenko
There are conceptual approaches and essences of legal education in jurisprudence are reflected in the article. The author offers the block of actions for increasing the process efficiency of legal education in modern Russian society.
Key words: legal education, law advocacy, legal training, legal culture, legal socialization.

Социальная адаптация несовершеннолетних осужденных к условиям воспитательной колонии: вопросы теории и практики

М.А. Назарова
В статье рассмотрены и проанализированы вопросы теории и практики социальной адаптации личности преступника в условиях воспитательной колонии. Выделены особенности и направления деятельности, ориентированные на оказание помощи осужденным в социальной и трудовой адаптации. Приведены результаты социологического исследования, определены пути оптимизации, которые могут составить основу для формирования модели (программы) социальной адаптации несовершеннолетних осужденных к условиям воспитательной колонии.
Ключевые слова: личность осужденного, социальная адаптация осужденного, воспитательная колония, пути оптимизации социальной адаптации.

Social adaptation of juveniles sentenced to prison in terms of education: theory and practice

M.A. Nazarova
The article reviews and analyzes the theory and practice of social adaptation of offender in juvenile correctional facility. The features and activities aimed to help prisoners in the social and work adaptation. The results of the survey, the ways of optimization that can be the basis for model development (programs) of social adaptation to the conditions of juvenile convicts in juvenile correctional facility.
Key words: convict’s personality, social adaptation of a convict, educational colony, ways to optimize social adaptation.

Формирование компетентности внутрикомандного взаимодействия у бакалавров экономического профиля

Е.А. Тычинина
В статье рассматривается актуальность формирования компетентности внутрикомандного взаимодействия. Раскрываются сущностные характеристики компетентности внутрикомандного взаимодействия будущих бакалавров экономического профиля. Определяются критерии сформированности и уровни ее формирования. Представлены этапы процесса формирования компетентности внутрикомандного взаимодействия бакалавров экономического профиля.
Ключевые слова: компетентность, командообразование, команда проекта, командная работа, компетенция внутрикомандного взаимодействия.

Formation of in-team competence interaction of Economics Bachelors

E.A. Tuchinskaya
The article describes the significance of in-team interaction competence formation. The essential characteristics of team interaction competence relating to bachelors of economic profile are revealed; the criteria of its accomplishment and levels of its formation are specified. The article presents stages of the process of team interaction competence formation relating to bachelors of economic profile.
Key words: сompetence, in-team formation, a team project, a team work, team interaction competence.

Сущность понятия «предпринимательство»
в аспекте подготовки студентов аграрного вуза

Н.В. Лежнева
В статье раскрывается генезис понятия «предпринимательство», дается его авторская трактовка с позиции структурного подхода, позволяющего рассмотреть предпринимательство как стиль деятельности субъекта, предпринятой с целью получения прибыли на основе новаторства, инициативы, ориентации на нововведения в процессе производства; определяются особенности предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве, выделяются общие и частные характеристики личности, обеспечивающие успешность предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве.
Ключевые слова: предпринимательство, сельское хозяйство, качества личности успешного предпринимателя, особенности предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве.

The essence of the concept of «enterprise» in terms
of agricultural university students training

N.V. Lezhneva
The article reveals the genesis of the term «business», the author’s interpretation of his position a structural approach is given, which allows to consider entrepreneurship as a way of the entity’s activities undertaken in order to profit on the basis of innovation, initiative, focus on innovations in the production process, to determine characteristics of entrepreneurial activity in agriculture economy, there are some common characteristics of the individual and private, to ensure the success of business in agriculture.
Key words: business, agriculture, qualities of the identity of the successful businessman, feature of business activity in agriculture.

Либералы-центристы и народное образование в России начала ХХ века

Н.Б. Хайлова
В статье рассматриваются взгляды либералов-центристов на проблемы развития народного просвещения в России начала ХХ века. Особое внимание обращено на результаты их деятельности в сфере образования. Значительное внимание в статье уделяется парламентскому периоду деятельности российского либерализма. Дается характеристика позиций видных либералов-центристов начала ХХ в. по вопросам народного образования. Обосновывается мысль о том, что вопросы культуры и образования имели ключевое значение в центристском проекте модернизации России.
Ключевые слова: центризм в русском либерализме, «партия культуры», либералы-центристы и развитие народного образования в России начала ХХ века: теория и практика

Liberals and centrists, and public education in Russia in the early 20th century

N.B. Khailova
The article considers the views of the liberal-centrists on the problems of development of public education in Russia of the early 20th century. Special attention is paid to the results of their activities in this sphere. Considerable attention in the article is given to parliamentary activity period of Russian liberalism. The article describes the positions of prominent Liberals, Centrists of the beginning of the 20th century for people’s education. The author substantiates the idea that questions of culture and education were of key importance in the centrist project of modernization of Russia.
Key words: The centrism in the Russian liberalism, “the party culture”, liberal-centrists and the development of public education in Russia of the early 20th century: theory and practice

Подходы к созданию сценарно-режиссёрского замысла театрализованных действ

С.И. Гавдис
В статье рассматриваются подходы к созданию сценарно-режиссёрского замысла театрализованных представлений и праздников, который, являясь основой сценарной драматургии, определяет всю дальнейшую работу сценариста-режиссёра в творческом процессе работы по художественной организации праздничного события. Создание сценарно-режиссёрского замысла является первым этапом творческого процесса по созданию театрализованных представлений и праздников. Важность серьёзного и кропотливого отношения сценариста-режиссёра к данному этапу работы определяет качество создаваемого сценарно-режиссёрского замысла и будущего театрализованного действа.
Ключевые слова: театрализованное действо,
сценарно-режиссёрский замысел, сценарная драматургия, сценарный материал, тема, проблема, педагогическая цель, авторская концепция (идея), смысловые задания, смысловой каркас, форма, жанр, конфликт, сценарно-режиссёрский ход.

Approaches to creating of a scenic and directing plan of the theatre performance

S.I. Gavdis
The article discusses approaches to the creation of a scenic and directional theatre performances and festivals based on drama scenarios. Those factors determine the further activity of the script writer in the creative process of art realization of festival events. The creation of the scenic intention of the director is the first step in the creative process of the performance and festivals development. The importance of serious and careful attitudes to the script writer’s activity determines the quality of the scenic and directional potential and the theatrical action at all.
Key words: theatrical performance, scriptwriting and directing intention, dramatic scenario, scenario material, theme, issue, educational aim, the author’s concept (idea), the mental task, semantic frame, form, genre, conflict, ways of scriptwriting and directing.

Развитие воспитательного потенциала молодёжных музыкально-развлекательных программ на основе научно-методологической концепции

культурно-досуговой деятельности
И.И. Воронин
В настоящей статье раскрываются проблемы методологической основы развития воспитательного потенциала молодёжных музыкально-развлекательных программ. На основе системного подхода показана роль воспитательного потенциала культурно-досуговой деятельности в формировании культуры досуга как интегративного качества личности участников этих программ. Определены особенности методологического значения для разработки современной концепции культурно-досуговой деятельности.
Ключевые слова: воспитательный потенциал, социально-
культурный подход, культурно-досуговая программа, культура досуга; культурологические, социологические и педагогические подходы к концепции досуга; культурно-досуговая деятельность.

The development of the educational potential of youth music and entertainment programs on the basis of scientific and methodological concepts of cultural and leisure activities
I.I. Voronin
In article the integration problems of forming education potential in youth and theme educational activities, to develop of education potential of (young people) youth musical program’s on the basis of science and methodological conception cultural and educational activity. On the basis of the system analysis it is shown that they cultural, sociological and pedagogical approach to conception musical, cultural youth activities.
Key words: conception, educational potential, youth, cultural and educational activity; sociological approach, pedagogical approach of forming educational potential of youth in basis of musical programs.

Педагогические факторы развития социально-культурной рефлексии будущих специалистов в сфере культуры и искусства

Е.А. Топольская
Автор статьи раскрывает проблему развития социально-культурной рефлексии. Актуальность этой проблемы связана с ее универсальным характером, влиянием на наиболее значимые проявлении личности в период профессионального становления. Показано, что развитие рефлексии требует новых подходов к преодолению кризисов и деструктивного поведения молодежи.
Ключевые слова: рефлексия, личность, социально-культурная динамика, развитие, специалисты в сфере культуры и искусства, мышление, деятельность, ответственность, профессиональное становление.

Pedagogical factors of future specialists in the field of culture and art socio-cultural reflection
E.A. Topolskaya
The author reveals the problem of the social and cultural reflection’s development. The problem was related to its universal character, the most significant influence on the manifestation of personality in professional development. It is shown that the reflection’s development requires new approaches to overcome crises and destructive behavior of young people.
Key words: reflection, personality, social and cultural dynamics, development, specialists in the field of culture and art, thinking, activity, responsibility, professional development.

Культурная практика дошкольников как социально-педагогическая категория
А.А. Фенькина
В статье раскрывается сущность понятия «культурные практики дошкольников» как социально-педагогической категории, исходя из философско-педагогической и культурологической концепции Крыловой Н.Б. о культурных практиках. Представлен сравнительный анализ использования данного понятия в педагогическом контексте, представленном в научных исследованиях по педагогической проблематике, а также в научных статьях современных авторов и рабочих программах педагогов-практиков.
Ключевые слова: культурологический подход, культурная парадигма, культурная практика, игровая деятельность дошкольника как культурная практика.

Cultural practice of pre-school children as social-pedagogical category
А.А. Fenkina
In article the essence of the notion of «cultural practices» of preschoolers» as a socio-pedagogical category, on the basis of the philosophical and pedagogical and cultural concept of cultural practices Of N.B. Krylova. Comparative analyses of the use of this notion in the pedagogical context is presented in research on pedagogical issues, as well as in scientific articles of contemporary authors and working programs of educational practitioners.
Key words: culturological approach, cultural paradigm, cultural practices, games activities preschooler as a cultural practice.

Право-консервативное движение в СССР
в 1960–1970-е гг.

Г.А. Ивакин
В статье рассматривается проблема существования консервативных организаций в среде интеллигенции и партийно-комсомольской номенклатуры в неосталинского ренессанса в период правления Л.И. Брежнева. А также возникновение и осмысление правой идеологии в советскую эпоху и выявление преемственности консервативной доктрины. Появившиеся в 1990-е годы многочисленные партии и организации правого и монархического толка во многом базировались на опыте предшествующих эпох.
Ключевые слова: Русская партия, Русская национальная партия, Всероссийский социально-христианский союз освобождения народа, Молодая гвардия, В. Солоухин, общество «Память», И.Р. Шафаревич, А.И. Солженицын, Христианский комитет защиты прав верующих.

Right-wing Conservative Movement in the USSR in the 1960-1970-s

G.A. Ivakin
The paper presents the problem of existence of conservative organizations among the intellectuals and Communist-Komsomol nomenclature of the neo-Stalinist Revival during L.I. Brezhnev’s government, the genesis and understanding of the right-wing ideology in the Soviet era. The continuity of the Conservative doctrine is exposed. The numerous right-wing and monarchist parties and organizations of the 1990-s traced their roots on the experience of the previous periods.
Key words: the Russian Party, the Russian National Party, the All-Russian Social-Christian Union for the Liberation of the People, the Young Guard, V. Soloukhin, the Pamyat, I.R. Shafarevich, A.I. Solzhenitsyn, the Christian Committee for the Defence of the Rights of Believers.

©Образование и общество 2001-2015
Письмо WEB-мастеру