Образование и общество
Главная страница
Редакционный совет
Страница главного редактора
Ведущие рубрик
Библиотека
Подписаться на журнал
Информация для авторов
Служба образовательной информации
Кинозал
Пишите нам
Гостевая книга

№ 1 2015
 

К вопросу о концептуальных основах формирования воспитывающего потенциала

образовательной среды вуза

Т.В. Яровова

В статье раскрывается опыт выстраивания и внедрения концептуальных основ воспитывающего потенциала образовательной среды вуза. Показывается положительная роль реализации обозначенных концептуальных основ в повышении образовательно-воспитательного процесса Одинцовского гуманитарного института. Обосновывается положение о том, что для воспитания будущих специалистов необходимо решать задачи по повышению роли всех участников образовательного процесса – обучающего, педагога, вуза. 

Ключевые слова: образовательная среда, концептуальные основы воспитывающего потенциала образовательной среды вуза, комплексные целевые программы, гражданские качества, социальная и профессиональная ответственность студенчества.

 

Сoncerning the conceptual foundations of educating potential formation

of the educational environment of university

T.V.  Yarovova

The article reveals the experience of building and implementing the conceptual foundations of educating potential of the educational environment of university. Shows the implementation of the positive role of conceptual frameworks outlined in raising the educational and upbringing process of Odintsovo University for the Humanities. The Article substantiates the position that for the education of future professionals it is needed to meet the challenges of enhancing the role of all participants in the educational process - students, teachers, university.

Key words: educational environment, conceptual foundations of educating potential of the educational environment of university, complex target programs, civil quality, social and professional responsibility of students.

 

Реформа системы образования в странах Совета Европы

Д.А. Агаркова

В статье рассматриваются этапы формирования Болонской системы и процессы ее трансформации.  Болонский   процесс направлен на усиление международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования. Автор делает вывод о том, что принятие Болонской декларации стало ключевым событием в деле формирования европейского образовательного пространства. С этого момента начинается так называемый Болонский процесс как качественно новый этап в развитии и интеграции европейского образования.

Ключевые слова: система образования, Совет Европы, Европейский союз, Болонский процесс. 

 

Reform of an education system in the countries of the Council of Europe

D.A. Agarkova

In article stages of formation of the Bologna system and processes of its transformation are considered. The Bologna Process directed on strengthening of the international competitiveness of the European system of the higher education. Author draw a conclusion that adoption of the Bologna declaration became a key event in formation of the European educational space. From this point, so-called Bologna Process begins as qualitatively new stage in development and integration of the European education begins.

Key words: education, Council of Europe, Bologna Process.

 

Из истории народно-музыкального образования в городе Орле

Г.К. Афанасьев

На примере Орловского музыкального училища (ныне – колледжа) в статье собраны и систематизированы музыкально-краеведческие и архивные сведения о становлении и развитии в городе Орле среднего профессионального народно-музыкального образования. Преподаватели и студенты Орловского музыкального колледжа обобщили многолетний опыт педагогов разных поколений. В учебном заведении открыт Музей истории колледжа, первые экспонаты которого были собраны общественным директором Г.С. Елесиным. В статье нашли своё отражение богатые традиции школы баянного исполнительства династии Гладковых. Высокий профессионализм и нравственные качества преподавателей и студентов колледжа немало способствуют развитию музыкального образования и музыкальной культуры центра России.

Ключевые слова: Орловское музыкальное училище (колледж), народно-музыкальное образование, среднее профессиональное образование, деятельность педагогов, композиторов, исполнителей народно-музыкального профиля.

 

From the history of folk music education in the city of Orel

G.K. Afanasyev

On the example of the Oryol Music School (now – College) in the article musical and local history and archival information about the formation and development in the city of Orel secondary professional folk music education is collected and systematized. All generations of teachers and students of the Oryol Music School (College) are honored by many noble endeavors. There is a museum that reflects a rich history of the School. The first Museum exhibitions were collected by enthusiast director G. Yelesin. The traditions of bayan performing are dedicated on the example of the Gladkov dynasty. The talented work of many students, their higher professionalism and dedication of teachers contribute much to the development of educational and music culture in Russia.

Key words: Orel Music School (college), folk music education, vocational education, the activities of teachers, composers, performers of folk-music profile.

 

Влияние миссионерских обществ на распространение образования

в Орловской губернии в xix–начале xx века

Е.С. Матвеева

В статье приводится анализ характерных региональных особенностей влияния миссионерских обществ на распространение образования на примере Орловской губернии в XIX – начале XX века с точки зрения сходства и различия с общеимперской практикой. Большое значение уделяется обоснованию роли миссии Русской Православной Церкви, анализу основных форм и принципов участия в миссионерском служении. Рассматриваются проблемы подготовки мирян к миссии и различные ее уровни, такие как личное служение, возрождение миссионерских приходов, миссионерская деятельность православных общин и братств, духовных движений, миссионерских обществ и др.

Ключевые слова: светская власть, духовная власть, образование, православная миссия, миссионерские общества, церковные православные братства, добровольные пожертвования, православные библиотеки.

 

The influence of missionary societies on the spread of education

in the Oryol province in the 19th century and early 20th century

Ye.S. Matveeva

Тhis article gives an analysis of the characteristic regional features of influence of missionary societies to spread education to the example of the Oryol Gubernia in the 19th and early 20th century, from the point of view of its similarities and differences with subject to general practice. Great importance is given to the justification of the role of the Mission of the Russian Orthodox Church, the analysis of the main forms and principles of participation in missionary Ministry. It discusses the problem of training of the laity in the mission and various levels, such as: personal service, revival of missionary congregations, missionary activity Orthodox communities and fraternities, religious movements, missionary societies, etc.

Key words: secular power, spiritual power, education, Orthodox mission, Missionary Society Church Orthodox brotherhood, voluntary donations, Orthodox library.

 

Модель процесса предупреждения асоциального поведения учащихся

профессиональной образовательной организации

О.Н. Мазина

В статье представлена технология разработки модели процесса предупреждения асоциального поведения учащихся профессиональной образовательной организации, интегрирующая целеполагающий, процессуальный, критериально-оценочный, результативно-корректирующий модули, способствующая эффективному освоению обобщенного алгоритма превентивной деятельности.

Ключевые слова: асоциальное поведение, предупреждение асоциального поведения учащихся, модель, социально-педагогические условия предупреждения асоциального поведения учащихся, критерии, показатели и уровни асоциального поведения учащихся.

 

The process model to prevent antisocial behavior of students of vocational educational institutions

O.N. Mazina

The article presents the technology of model development process to prevent antisocial behavior of students of professional education organization, integrating goal-setting, procedural, criterion-referenced strategy evaluation, effective corrective modules that facilitate the efficient development of the generalized algorithm of preventive activities.

Key words: antisocial behavior, preventing antisocial behavior of students, the model of socio-pedagogical conditions prevent antisocial behavior of students, criteria, indicators and levels of antisocial behavior of students.

 

Воспитание креативности в профессиональных образовательных организациях

Ю.А. Власова 

В представленной статье определены принципы воспитания креативных качеств (ресурсов) студентов профессиональной образовательной организации. Предложена модель воспитания студентов ПОО в социоигровой деятельности, которая включает следующие компоненты: цель, принципы креативного воспитания, субъекты и объекты, этапы, критерии, методы организации социоигровой деятельности, направленные на формирование креативных качеств (ресурсов), результат.

Ключевые слова: принципы, воспитание, креативность, социоигровая деятельность, модель, профессиональная образовательная организация.

 

Education of creativity in professional educational organizations

Yu.A. Vlasovа

The presented article defines principles of developing creative qualities (resources) among students of a professional educational organization. A model of education for PEO students through social game activities is presented, and includes the following components: the aim and principles of creative education, subjects and objects, stages, criteria, methods of organizing social game activities aimed at forming creative qualities (resources), and the result.

Key words: principles, education, creativity, social game activities, model, professional educational organization.

 

Мобильное обучение геометро-графическим дисциплинам в системе дистанционного образования студентов-спортсменов технического университета

Г.А. Шангин

В статье аргументируется возможность применения мобильного обучения студентов-спортсменов геометро-графическим дисциплинам в техническом университете, базирующегося на реализации деятельностного подхода. Анализируется концепция мобильного обучения как совокупность положений и идей, составляющих основы становления системы мобильного обучения в дистанционном образовании в техническом университете.

Ключевые слова: мобильное обучение, геометро-графические дисциплины, дистанционное образование, деятельностный подход.

 

Mobile learning of geometric and graphic disciplines in the system

of distance education student-athletes Technical University

G.A. Shangin

The article sums up the possibility of using mobile learning student-athletes, geometric and graphic disciplines in the technical University based on the implementation of the activity approach. Analyzes the concept of mobile learning as a set of terms and ideas that make up the basis of the establishment of the system of mobile learning in distance education at the technical University.

Key words: mobile learning, geometric and graphic disciplines, distance education, activity approach.

Парадигматические корреляции в семантическом поле младших школьников

с речевым недоразвитием

Ю.Д. Мичкова

В статье раскрываются актуальные аспекты изучения парадигматических группировок слов, функционирующих в семантическом поле учащихся с недоразвитием речи, определяется зависимость между степенью зрелости их языкового механизма и сформированностью парадигматических корреляций, выделяется типология стойких лексических нарушений вследствие избирательного формирования семантических (парадигматических) корреляций.

Ключевые слова: лексическое значение, лексико-семантические представления, младшие школьники с речевым недоразвитием, парадигматические связи, типология лексико-семантических ошибок, методика коррекционно-педагогического воздействия, психолингвистический инструментарий, когнитивно-семантический механизм организации языка.

 

Paradigmatic correlation in the semantic field of primary school children with speech underdevelopment

Yu.D. Michkova

An actual aspects of word’s paradigmatic grouping words functioning  in semantic field of pupils with speech immaturity are studying in present article. Dependence in between ripeness’ degree of their linguistic mechanism and readiness of paradigmatic correlations so as typology of steady lexical violations owing to selective formation of sematic (paradigmatic) correlations are also under investigation over here.

Key words: Lexical value, lexical – sematic conceptions, junior pupils with speech immaturity, paradigmatic connections, typology of lexical – sematic mistakes, the methodology of correction - pedagogic impact; psycholinguistic toolset; cognitive – sematic mechanism; speech organization. 

 

Информационно-методический потенциал обучающей компьютерной программы

для условий здорового физического развития в подростковом возрасте

С.В.Белокопытова

 В статье рассмотрен «Проект диагностики состояния и физического развития подростков», с использованием обучающей компьютерной программы, составляющей основу информационного подхода в коррекционном исследовании. Рассматривается положительное влияние физических упражнений на их личностное развитие. Экспериментально доказана высокая эффективность разработанного проекта. Применение активных форм и методов обучения способствует решению этой задачи. Для реализации данной задачи необходима информатизация образовательного процесса. В работе раскрывается целесообразность спортивной деятельности как источника присвоения подростками ценности « здоровье».

Ключевые слова: здоровьесберегающее обучение, физическое развитие, информационная готовность, коррекция, адаптация.

 

Information and methodological potential of learning computer programs

for a healthy physical development in adolescence

S.V. Belokopytova

Тhe article describes the «Project diagnostic status and physical development of adolescents’ learning using a computer program that forms the basis information approach in correctional research. Positive influence of physical exercises on their personal development is considered. High efficiency the project which elaborate is proved experimentally. A successful solution of the problem can be achieved through the use of active teaching methods and study forms. To gain this task it is necessary to make the educational process more informative. The expediency of sport activity as a sourse of the appriation of the value «health» by teenagers is described in the work.

Key words: healthcare training, physical development, information preparedness, correction, adaptation.

 

Актуализация преподавания здравоохранительных дисциплин в современном вузе

(на примере метода самотестирования)

И.В. Антонова

В статье рассматривается инновационная форма преподавания здравоохранительных дисциплин с использованием метода самотестирования здоровья студентов, что способствует более качественному усвоению студентами учебного материала, а также формированию у молодежи установок на здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Ключевые слова: состояние здоровья молодежи, самотестирование, самосохранительное поведение.

 

Actualization of teaching health disciplines in the modern university

(on the example of the method of self-testing)

I.V. Antonova

The article deals with an innovative form of teaching health sciences with the use of self-testing health of students, which contributes to a better assimilation of students of educational material , as well as the formation of the youth facilities for a healthy lifestyle (HLS).

Key words: the health of young people, self-test, self-keeping behavior.

 

Повышение эффективности управления образовательным процессом на основе применения

технологий открытого образования

С.В. Лаптев

В статье обосновываются возможность и необходимость повышения эффективности управления образованием посредством выработки критериев и показателей качества образования на основе оценки влияния образования на общественное развитие, применения принципов и технологий открытого образования. Определяются основные каналы и способы влияния технологий и принципов открытого образования на эффективность образовательного процесса. Анализируется влияние открытого образования на формирование общекультурных и профессиональных образовательных компетенций.

Ключевые слова: эффективность управления образовательным процессом, открытое образование, технологии и качество обучения, образовательные компетенции.

Increasing the efficiency of educational management through the application

of the technology of open education

S.V. Laptev

 The article substantiates the possibility and the need to improve education management through the development of criteria and indicators for the quality of education on the basis of assessment of the impact of education on social development, application of the principles and technologies of open education. Identifies the main channels and ways to influence technology and the principles of Open Education on the effectiveness of the educational process. Analyzes the impact of Open Education on the formation of common cultural and professional educational competencies.

Key words: effectiveness of educational management, open education, technology and quality of education, educational competence.

 

Обучение профессиональным коммуникациям студентов сервисных специальностей

на основе контекстного подхода

Т.И. Микушина

В статье рассматриваются возможности обучения профессиональным коммуникациям будущих работников сферы сервиса в учреждениях среднего профессионального образования.  Такое обучение может быть более эффективным с использованием контекстного подхода,  оно способствует синтезу технологических и коммуникативных знаний и умений, составляющих основу профессиональной деятельности. Представлены результаты опытно-поисковой работы, актуализирующие возможности учебного процесса, направленного на  освоение студентами культуры профессиональных коммуникаций.

Ключевые слова: коммуникативная культура, контекстность, квазипрофессиональная деятельность, социокультурный контекст, метакоммуникация.

 

Education Professional Communication students of service specialties based on contextual approach

T.I. Mikushina

The article considers ability to teach the skills of professional communications to future workers of sphere of service in specialized secondary institution.  The teaching process might be more efficient by using context approach. It helps to synthesize techniques and professional knowledge and skills, which are base for success professional occupation. The article represent results of experimental work that actualizes abilities of teaching process, which leads to understanding and accepting the culture of professional communications.

Key words: communicative culture, context, quasi-professional activities, sociocultural context, metacommunication.

 

Модель профессиональной подготовки специалистов социальной работы к деятельности

с военнослужащими, уволенными в запас

М.А. Ковардакова, Т.А. Чертушкина

Статья посвящена проблеме подготовки будущих специалистов социальной работы к деятельности с военнослужащими, уволенными в запас. В ней раскрывается специфика данного процесса, сконструирована его модель. Предложенная модель отражает цель, задачи, методологические подходы к образовательной работе, содержание обучения студентов, обеспечивающее их готовность к исследуемому виду социальной деятельности. В ней характеризуются основные этапы, организационные формы и средства обеспечения готовности специалистов к деятельности с военнослужащими, уволенными в запас. Также предложенная модель содержит критерии и результаты описываемого процесса и условия, которые во взаимодействии обеспечивают эффективное функционирование каждого компонента предложенной системы обучения.

Ключевые слова: военнослужащие, уволенные в запас, социальная работа, высшее образование, профессиональная подготовка, профессиональная готовность, моделирование, профессиональные компетенции.

 

Model of professional training for social work activities with retired military personnel

M.A. Kovardakova, T.A. Chertushkina

The article is devoted to the problem of training future professionals in the field of social work to the activity with the military men transferred to the reserve. The specifics of this process is revealed, its model is designed. The proposed model reflects purpose, objectives, methodological approaches to educational work, the content of student learning, ensuring their readiness to the described social activities. It describes the main stages, organizational forms and means of ensuring readiness of experts in the activities with the military men transferred to the reserve. The proposed model also includes criteria and results of described process and the conditions that, in collaboration ensure effective operation of each component of the proposed system of education.

Key words: military men transferred to the reserve, social work, higher education, vocational training, professional readiness, modeling, professional competence.

 

Технология  комплексного сопровождения процесса формирования

социально-проектных компетенций у студентов – будущих бакалавров социальной сферы

Е.В. Мартынова

В статье излагается материал о процессе современного этапа профессионализации будущего бакалавра социальной работы. В центре внимания автора находятся социально-проектные компетенции как составляющие инновационной деятельности, предлагается и описывается технология комплексного сопровождения их становления у будущих бакалавров социальной сферы.

Ключевые слова: компетенции, комплексное сопровождение, модель, новые профессиональные роли, проектное мышление, технология.

 

Comprehensive support technology of the formation of social and design competency of the students

– the future bachelors of social sphere

E.V. Martynova

The article describes the information on the modern stage of professional formation of a future social work bachelor. The focus of the author’s attention is directed on the socio-design competencies as constituents of innovative activity and describes the proposed technology integrated support their establishment in the future bachelors of social sphere.

Key words: competence, comprehensive support, model, new professional role, project thinking, technology.

Междисциплинарные модули в программе бакалавриата педагогического направления подготовки: проектирование и реализация

Л.В. Шкерина

В статье предложен конструктивный подход к проектированию междисциплинарных образовательных модулей, позволяющих повышать результативность  потенциала дисциплин теоретической подготовки студентов для формирования их компетенций. Проведено проектирование уточненного автором состава компетенций будущего педагога в формате ФГОС ВО на  дисциплины теоретической подготовки, и разработаны технологические карты их формирования. Выявлено и обосновано, что эти карты  позволяют определить дефициты и интегративные потенциалы дисциплин, которые во многом задают целевые, содержательные, технологические и результативные компоненты междисциплинарных образовательных модулей.  Представлен междисциплинарный модуль «Профильное исследование», в котором реализуется авторская концепция.

Ключевые слова: студент, педагог, бакалавр, ФГОС ВО, теоретическая подготовка, формирование компетенций, структура, технологическая карта, проектирование, макет,  междисциплинарный модуль.

 

Interdisciplinary modules in the program of the bachelor degree of the pedagogical direction

of preparation: design and realization

L.V. Shkerina

In article the constructive approach to design of the interdisciplinary educational modules allowing to increase productivity of potential of disciplines of theoretical training of students for formation of their competences is offered. Design, the structure of competences of future tutor in the format of the FGOS HE specified by the author is carried out, on disciplines of theoretical training and technological charts of its formation are developed. It is revealed and proved that these charts allow to define deficit and integrative potentials of disciplines, which set target, substantial, technological and productive components of interdisciplinary educational modules. The interdisciplinary module «Profile Research» is presented in which the author’s concept is realized.

Key words: student, tutor, bachelor, FGES HE, theoretical training, formation of competences, structure, technological chart.

 

Полифункциональность образования как ресурс оптимизации качества жизни обучающихся

Н.А. Голиков

В статье рассматривается проблема оптимизации качества жизни обучающихся; раскрывается социологический аспект управления процессом оптимизации качества жизни учащейся молодежи; дается определение понятия «качество жизни», описываются его индикаторы и уровни; актуализируется проблема преобразования школ в полифункциональные образовательные организации; даётся анализ ситуации в системе образования; предлагаются конкретные формы минимизации или устранения её проблемных зон.

Ключевые слова: качество жизни, полифункциональная образовательная организация, вариативные и инвариантные образовательные функции, социально-педагогическое проектирование.

    

Polifunctional education as a resource for enhancing the quality of life of students

N. A. Golikov

In this article the problem of optimizing the quality of life of the students is considered; the article reveals the sociological aspect of the management process optimizing quality of life of students; it defines the concept of «quality of life», describes its indicators and levels; the problem of transformation of schools in polifunctional educational organization is actualized; the author analyses the situation in the education system and gives specific forms to minimize or eliminate its problem areas.

Key words: quality of life, polifunctional educational organization, variant and invariant educational functions, socio-pedagogical design.

 

К вопросу о структурных составляющих общекультурной компетентности студентов

М.В. Шлеина

В статье актуализируется значимость формирования у выпускника организации среднего профессионального образования общекультурной компетентности; дается анализ педагогических исследованиях по вопросу структурных составляющих общекультурной компетентности как интегративного качества личности; дается характеристика ее структурных компонентов; выделяются авторские системообразующие компоненты общекультурной компетентности и их основные содержательные составляющие.

Ключевые слова: общекультурные компетенции; общекультурная компетентность;  ценностно-смысловой, чувственно-эмоциональный и коммуникативно-созидательный компоненты.

 

Tо the question of the structural components of cultural competence of students

M.V Shleina

In this article significance of the formation of the graduate organization of vocational education cultural competence is actualized; the analysis of pedagogical research on the structural components of cultural competence as an integrative qualities is made; characteristics of its structural components are given; author backbone components of cultural competence and the basic conceptual components are distinguished.

Key words: cultural competences, cultural competence, axiological, sensual-emotional and communicative-creative components.     

 

Русский народный танец в системе этнохудожественного образования

Н.И.   Заикин

В статье рассматривается место русского народного танца как составной части национальной культуры России в отечественной системе этнохудожественного образования. Ключевая роль в процессе организации разных уровней данного образования принадлежит выпускникам высшей школы, в том числе вузов искусств и культуры. 

Ключевые слова: русский народный танец, танцевальный фольклор, этнохудожественное образование, профессиональная подготовка в вузе. 

 

Russian folk dance in the system of ethno art education

N.I. Zaikin

The article discusses the place of Russian folk dance as part of the na­tional culture of Russia in the national system of education ethno art. The key role in the organization of different levels of education belongs to graduates of high school, including high schools of arts and culture.

Key words: Russian folk dance, folk dance, ethno art education, training in high school.

 

Роль этнической культуры как социально-образовательного явления в профессиональной подготовке бакалавров иноязычного педагогического образования

Е.Ю. Варламова

Статья обращается к роли этнокультурного компонента в профессиональной подготовке бакалавров педагогического образования, будущих учителей иностранного языка, в условиях перехода России к многоуровневому образованию. В настоящее время обществу необходимы толерантные учителя иностранного языка, способные осуществлять межкультурную коммуникацию и организовывать образовательный процесс по развитию личности обучающегося в мировом образовательном пространстве. В статье выявляются социально-образовательные характеристики этнической культуры как составляющей общей мировой культуры; выявленные черты соотносятся с особенностями профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка, бакалавров педагогического образования.

Ключевые слова: культура, этническая культура, профессиональная подготовка, бакалавр педагогического образования, будущий учитель иностранного языка, иноязычное образование.

 

The role of ethnic culture as a social and educational events in the training of undergraduate foreign language teacher education

E.Yu. Varlamova

Тhe article deals with the role of an ethno-cultural component in professional training of bachelors of pedagogical education, who are future foreign-language teachers, in the period of changing the Russian system of higher education to the multilevel system. At present the society requires tolerant foreign- language teachers who are able to carry out the intercultural communication and organize the educational process of person developing in the world educational area. The article brings out social and educational characteristics of ethnic culture as a component of the world culture; the defined features are correlated with peculiarities of professional training of the future foreign-language teachers, bachelors of pedagogical education.

Key words: culture, ethno-culture, professional training, Bachelor of pedagogical education, future foreign-language teacher, foreign-language education.

 

Организация научно-исследовательской работы студентов медицинского вуза

Е.А. Гараева

В статье рассмотрена организация научно-исследовательской работы студентов медицинского вуза.  Охарактеризована научно-исследовательская деятельность будущего специалиста-врача,  предполагающая формирование ключевых исследовательских компетенций. Описаны основные формы и виды научно-исследовательской работы студентов.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, научно-исследовательская деятельность, формы и виды научно-исследовательской работы студентов, научно-исследовательская деятельность будущего врача.

      

Organization of research work of students of medical high school

E.A. Garayeva

In article the organization of research work of students of medical school is considered. The research activity of future specialist doctor assuming formation of key research competences is characterized. The main forms and types of research work of students are described.

Key words: research activity, research activity, forms and types of research work of students, research activity of future doctor.

 

Роль рефлексивно-образовательной среды в профессионально-личностном самоопределении

студента вуза

О.Ю. Малахова

В статье рассматриваются психолого-педагогические дефиниции понятий «профессиональное самоопределение», «личностное самоопределение», «образовательная среда», «рефлексивно-образовательная среда»; анализируются их цели, характеристики и взаимосвязь в контексте профессионально-личностного самоопределения студента в период его обучения в вузе. Акцентируется внимание на потенциале рефлексивно-образовательной среды в процессе поиска студентом себя в профессии и социуме.

Ключевые слова: профессионально-личностное самоопределение студента, образовательная среда, рефлексивно-образовательная среда вуза.

 

The role of the reflexive-educational environment in professional and personal self-determination

of the student’s high school

O.Yu. Malakhovа

The article examines the psycho-pedagogical definition of «professional self-determination», «personal determination», «educational environment», «reflective and educational environment; analyzes their purpose, characteristics and relationship in the context of professional and personal self-determination of the student during his study at the University. The focus is on the potential of reflective and educational environment in the process of finding a student in  job and society.

Key words: Professional and personal self-determination of a student’s educational environment, reflective and educational environment of the University.

 

Педагогические исследования креативности: причины активизации и перспективы

Е.Р. Южанинова, В.В. Мороз

Креативность рассматривается как система личностных и интеллектуальных свойств личности, способствующая видению и формулировке проблем, выдвижению нестандартных идей и нетрадиционному их решению. Анализируются причины повышения научно-педагогического интереса к креативности: динамизм развития науки и техники, новые экономические условия, потребность общества в инновациях. Выделяются перспективы дальнейшего исследования: выявление природы феномена креативности; обозначение аксио-гуманистических оснований её развития в образовательном процессе; разработка теории типов и видов креативности; решение вопросов создания и функционирования креативной среды, отдельных форм, методов и средств развития этого качества; создание методики развития креативности работающих педагогов.

Ключевые слова: креативность, творчество, педагогика, личность, развитие, исследование.

 

Educational research creativity: causes activation and prospects

E.R. Yuzhaninova, V.V. Moroz

Creativity is considered to be a system of an individual’s intellectual and personal abilities that promotes problem finding, idea generating and original problem solving. The dynamic development of science and technology, new economic conditions, innovation need in the modern society are determined to be the reasons for scientific interest growth in creativity as a pedagogical phenomenon. The further research prospects are singled out: the in-depth study of the creativity nature, its types and kinds; value bases of creativity development in educational process; creative environment organization and functioning; particular forms, methods, and means of creativity promotion, teachers’ creativity development methodology.

Key words: creativity, pedagogy, personality, development, research.

 

Психолого-технологические аспекты восприятия учебной информации

В.Д.  Лобашев

Задачи анализа процессов восприятия и усвоения учебной информации наиболее успешно могут быть решены с помощью моделей некоторых укрупнённых функциональных блоков, отражающих свойства, параметры, характеристики человеческого сознания, его ранее выделенных разделов, функций, свойств. Обучение в различной степени задействует все возможности психики человека. Статья затрагивает отдельные частные проблемы протекания процесса обучения, в частности оценивания его результатов.

Ключевые слова: информация, смысловые единицы, система массового обслуживания, смысл, ценность.

 

Psychological and technological aspects of perception training information

V.D. Lobashev

Purposes of analysis of perception process and acquisition of educational information can be achieved by using models of some structure functional modules that reflect qualities, parameters and features of human consciousness, its selected units, functions and qualities. This article reviews some specific problems of educational process in terms of evaluation of learning results.

Key words: information, conceptual units, system of mass service, sense, value.

 

Регулятивный потенциал физкультурно-спортивной деятельности:

опыт теоретической реконструкции

Н.С. Данакин, А.Л. Славко

Раскрыта роль физкультурно-спортивной деятельности в социальном регулировании поведения молодежи, их социализации и воспитании, которая проявляется в ее ценностной, нормативной, профилактической, коррекционной и селекционной функциях, а также в функции ослабления (снятия) социальной напряженности.

Ключевые слова: физкультурно-спортивная деятельность, потенциал, регуляция, регулятивный потенциал, профилактика, коррекция, селекция, социальная напряженность.

 

Regulatory capacity of sports activity: the experience of theoretical reconstruction

N.S. Danakin, A.L. Slavko

The article shows the role of sports activity in the social regulation of young people behavior, their education and socialization, which is evident in its value, regulatory, preventive, corrective and selective functions, as well as attenuation function (removing) of the social tension.

Key words: sports activity, potential, regulation, regulatory capacity, prevention, correction, selection, social tension.

 

Здоровый образ жизни обучающейся молодежи как один из факторов национальной безопасности

М.В. Белькова

Являясь одним из факторов национальной безопасности, здоровый образ жизни обучающейся молодежи включает в себя теоретические и методологические основы становления и развития этой проблемы, а также различные аспекты международного и отечественного опыта институтов государства и гражданского общества. В статье обозначаются нерешенные проблемы, обращается внимание на необходимость учитывать социальные запросы и интересы обучаемой молодежи в формировании здорового образа жизни.

Ключевые слова: национальная безопасность, здоровый образ жизни, научные основы формирования здорового образа жизни, разнообразие научных подходов, духовно-нравственное и патриотическое воспитание, физическая подготовка, институты государства и гражданского общества.

 

Healthy lifestyle of studying youth as a factor of national security

M.V. Belkova

As one of the factors of national security, a healthy lifestyle of studying youth includes theoretical and methodological bases of formation and development of this problem, as well as various aspects of international and domestic experience of state institutions and civil society. The article designated unsolved problems; attention is drawn to the need to take into account the social needs and interests of students in the youth a healthy lifestyle.

Key words: national security, a healthy lifestyle, the scientific foundations of a healthy lifestyle, a variety of scientific approaches, spiritual, moral and patriotic education, physical training, the institutions of the state and civil society.

 

Медиаобразование: формирование защитных механизмов

от опасностей информационной среды

Р.Н. Мамедов

Автор обсуждает закономерности и социокультурные особенности вопросов безопасности с целью формирования защитных механизмов от опасностей информационной среды применительно к субъектам (коллективным и индивидуальным), а также к процессам создания, распространения, потребления, сохранения медиа-продукции в открытом обществе.

Автор утверждает, что безопасность общества зависит от тех целей, которые мы ставим перед собой, от того, каким образом мы признаем ценности социальной структуры в диалоге культур и как мы будем решать противоречия в мультикультурной коммуникации. При этом важно формировать навыки своевременного выявления потенциальных условий порождения дисбаланса интересов личности, общества и государства в процессе обучения.

Ключевые слова: медиаобразование, масс-медиа, коммуникативная среда, безопасность развития личности, открытость, транспарентность, толерантность интернет-коммуникации, информационное общество, человеческий потенциал, мультикультурный диалог.

 

Media education: the formation of protective mechanisms

from the dangers of the information environment

R.N. Mamedov

The author discusses the possibility of security (social and cultural) to form in individuals and social groups of mechanisms of protection against the hazards produced by the information environment (in terms of the creation, distribution, consumption and conservation of media products in an Open Society).

The author argues that public safety depends on the goals that we set, from the values that we recognize in the dialogue of cultures, from the methods that we use in the resolution of the problems of cross-cultural differences. It is important to develop the habit of early detection of potential conditions causing the imbalance of interests of individuals, society and the state in the process of learning.

Key words: media education, mass media, communicative environment, openness, transparency, tolerance, information society, human potential, multicultural dialogue.

 

«Золотая молодежь» как социальный феномен:

между праздностью и нормативной социализацией

В.Е.  Петров

Рассматривается социальный феномен «золотой молодежи» как уникальная и слабоизученная разновидность социальных элит, и осуществляется его краткий социально-философский анализ. Описываются социально-культурный портрет представителей современной «золотой молодежи» и формальные социологические рамки этого сообщества сквозь призмы праздности и социализации.

Ключевые слова: Праздность, золотая молодежь, социализация, элитизация, депривация.

 

Golden youth» as a social phenomenon: between idleness and normative socialization

V.E. Petrov

Social phenomenon «golden youth» is considered as a unique and poorly studied kind of social elites, and its brief socio-philosophical analysis is made. Socio-cultural portrait of the modern representatives of the «golden youth» and formal sociological framework of this community through the prism of idleness and socialization is outlined.

Key words: Idleness, golden youth, socialization, elitization, deprivation.

 

Современная молодежь России в контексте культурной парадигмы

Е.Н. Яковлева

Статья посвящена анализу проблем современного молодого поколения на основе результатов исследования, проведенного автором в 2012–2013  годах. Анализируются социально-культурные реалии нашего времени. Выявляются предпочтения молодежи; освещаются проблемы, связанные с культурным воспитанием подрастающего поколения. Осуществляется характеристика основных черт молодых людей, их интересов. Анализируются и систематизируются ценностные ориентиры молодежи в современных условиях. Отмечаются задачи для решения возникающих проблем.

Ключевые слова: российская молодежь, культура, просветительство, интерес, особенности, ценности.

 

The youth of today Russia in the context of cultural paradigm

E.N. Yakovleva

The Article is devoted to the analysis of problems of the modern young generation on the basis of the results of research conducted by the author in 2012–2013. The paper analyzes the socio-cultural realities of our time. Revealed preferences of young people; it highlights issues associated with cultural upbringing of the younger generation. Is the description of the main features of young people, their interests. Analyzed and systematized the value orientations of young people in modern conditions. There are tasks to solve problems.

Key words: Russian youth, culture, education, interested, and the particular values.

 

 

 

©Образование и общество 2001-2015
Письмо WEB-мастеру